Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А68-8587/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

07 мая 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А68-8587/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 05.05.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 07.05.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Платоновой Г.Н., при участии                         от ответчика – комитета Тульской области по тарифам (г. Тула, ОГРН 1067107006218, ИНН 7107092712) – Васина Д.А. (председателя комитета), Кречетовой Е.В. (доверенность от 14.10.2013 № 1525), в отсутствие представителей заявителя – закрытого акционерного общества «Градсервис» (г. Тула, ИНН 7107092712, ОГРН 1067107006218), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Градсервис» на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 по делу                 № А68-8587/2013 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.

Закрытое акционерное общество «Градсервис» (далее по тексту –                                   ЗАО «Градсервис», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания комитета Тульской области по тарифам (далее по тексту – ответчик, комитет) от 23.08.2013 № 9.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.01.2014 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что комитет Тульской области по тарифам, установив нарушение требований законодательства                         о государственном регулировании тарифов, обоснованно выдал ЗАО «Градсервис» предписание об устранении выявленных нарушений.

В апелляционной жалобе ЗАО «Градсервис» просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт.                                       В обоснование своей позиции указывает на то, что проверка была проведена                                с нарушением действующего законодательства, а именно: акт проверки и оспариваемое предписание не были вручены руководителю общества либо иному уполномоченному лицу, в связи с чем, предписание подлежит отмене. Полагает, что в силу                                   статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации общество правомерно произвело расчет платы за коммунальные услуги, потребленные гражданами в июне 2013 года, объем которых определен по показаниям приборов учета воды, по тарифу, установленному с 01.07.2013.                                  

В отзыве на апелляционную жалобу комитет Тульской области по тарифам, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.

Как усматривается из материалов дела, в период с 14.08.2013 по 20.08.2013                       на основании обращения граждан от 05.08.2013 в соответствии с  приказом председателя комитета Тульской области по тарифам от 07.08.2013 № 169 должностными лицами комитета Тульской области по тарифам в отношении ЗАО «Градсервис» проведена внеплановая выездная проверка с целью осуществления государственного контроля                           за исполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере регулируемого  ценообразования.

В ходе проверки установлено, что ЗАО «Градсервис» в 2012 – 2013 годах оказывало услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения потребителям, подлежащие государственному регулированию.

В 2012 – 2013 годах комитетом Тульской области по тарифам для                          ЗАО «Градсервис» утверждены тарифы на услугу водоснабжения и водоотведения и надбавки к указанным тарифам.

В результате выборочной поверки расчетных документов (квитанций), выставленных ЗАО «Градсервис» собственникам помещений в многоквартирных домах за услуги водоснабжения и водоотведения в июле 2013 года, комитетом установлено, что расчеты велись по завышенным тарифам.

Тарифы на указанные коммунальные ресурсы увеличены комитетом Тульской области по тарифам с 01.07.2013. Однако в июльских квитанциях на оплату коммунальных услуг, предъявленных гражданам, жилые дома которых оборудованы индивидуальными приборами учета воды, ЗАО «Градсервис» произведен расчет согласно показаниям приборов учета за фактически потребленные в июне 2013 года объемы вышеуказанных коммунальных ресурсов, но по тарифам, введенным в действие                                 с 01.07.2013, то есть 17 рублей 28 копеек за 1 куб. м холодной воды, 105 рублей                               72 копейки за 1 куб. м горячей воды и 8 рублей 67 копеек за 1 куб. м. стоков вместо действующих в июне тарифов в размере 15 рублей 14 копеек за 1 куб. м холодной воды, 94 рублей 31 копейки за 1 куб. м горячей воды и 6 рублей 79 копеек за 1 куб. м стоков.

По результатам проверки должностными лицами комитета Тульской области по тарифам составлен акт проверки от 20.08.2013 № 18 и обществу выдано предписание                    от 23.08.2013 № 9 о прекращении нарушения постановления комитета Тульской области по тарифам от 22.11.2012 № 34/5 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, по очистке сточных вод, транспортирование воды, транспортированию стоков и по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области» со сроком исполнения до 01.10.2013.

Полагая, что предписание от 23.08.2013 № 9 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО «Градсервис» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных  требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд                        с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля,  содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.

Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.

В соответствии с Положением о комитете Тульской области по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 07.10.2011 № 17                  «О комитете Тульской области по тарифам», органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов является комитет, который также организует и осуществляет региональный государственный контроль в сфере ценообразования на территории Тульской области.

В силу подпункта 6 пункта 4 Положения комитет имеет право давать обязательные для исполнения организациями и должностными лицами предписания об устранении нарушений действующего порядка ценообразования, применения цен и устанавливать сроки их устранения.

Таким образом, оспариваемое предписание от 23.08.2013 № 9  выдано  комитетом Тульской области по тарифам в пределах его полномочий.

Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту – Закон № 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 1 статьи 1).

Организация коммунального комплекса – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1                         статьи 2 Закона № 210-ФЗ).

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее по тексту – Основы ценообразования).

Согласно пункту 6 Основ ценообразования к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

1) тарифы на холодную воду;

2) тарифы на горячую воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

В силу статьи 4 Закона № 210-ФЗ, статьи 5 Федерального закона от 07.12.2011                   № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту – Закон № 416-ФЗ)                           к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Статьей 31 Закона № 416-ФЗ определено, что регулированию подлежат, в числе прочего, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение. 

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее по тексту – Правила) исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.

На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением комитета от 22.11.2012 № 34/5 «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, по очистке сточных вод, транспортированию воды, транспортированию стоков и по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области» тарифы, установленные указанным постановлением, действуют с 01.01.2013 по 30.06.2013.

Тарифы, утвержденные постановлением комитета от 20.12.2012 № 40/12                         «Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения, по очистке сточных вод, транспортированию воды, транспортированию стоков и по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для потребителей Тульской области» действуют с 01.07.2013 по 30.06.2014.

В

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2014 по делу n А09-94/2014. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также