Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А09-8105/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

29 апреля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А09-8105/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 22.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глухарёвой Е.А., при участии от ответчика – Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице филиала Управления Федеральной почтовой связи Брянской области (г. Брянск,                                   ОГРН 1023202739548, ИНН 3234010352) – Нуждова А.А. (доверенность от 26.02.2014                № 41, паспорт), в отсутствие истца – общества с ограниченной ответственностью «Андромеда» (г. Брянск, ОГРН 1113256003387, ИНН 3255514872), ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Системы безопасности – Сервис Плюс» (г. Брянск, ОГРН 1093254006878, ИНН 3250511853), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (г. Брянск, ОГРН 1023202746819, ИНН 3234034811), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Андромеда» на решение Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2013 по делу                        № А09-8105/2013 (судья Лемешко Г.Е.), установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Андромеда» (далее – общество, ООО «Андромеда») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области (далее – ФГУП»Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области), обществу с ограниченной ответственностью «Системы безопасности – Сервис Плюс» (далее – ООО «Системы безопасности – Сервис Плюс») о признании недействительными торгов в форме закрытой тендерной закупки, проведенных 06.08.2013, и договора от 09.08.2013, заключенного между ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области и ООО «Системы безопасности – Сервис Плюс».

Определением суда от 20.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – УФАС по Брянской области).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 12.12.2013 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционной жалобе ООО «Андромеда» просит решение суда                              отменить и  принять по делу новый судебный акт.  В обоснование своей позиции указывает на то, что закрытая тендерная закупка является лишь способом закупки и на него так же распространяется действие положений пунктов 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-Ф3 от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом федеральное законодательство не содержит, каких-либо изъятий из указанных принципов и специальных условий для проведения закрытых тендерных закупок.

Ссылается также на то, что пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» напрямую предусматривается защита участников закупок от дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции, а принципы данной защиты регламентируются положениями статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции». По мнению общества, судом необоснованно не приняты во внимание положения                 пункта 10.2.2 Положения «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» (с изменениями и дополнениями от 28.12.2012), согласно которым заказчик не позднее, чем за двадцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытой закупке должен был разослать письмами полный комплект документов о проведении закупки (в том числе приглашения принять участие в закупке) лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным Положением, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся предметом тендерной закупки.

В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Брянской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

ООО «Стройэнергосервис» и Управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области отзывы на апелляционную жалобу не представили.

Истец, ответчик и третье лица в суд апелляционной инстанции представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие представителей сторон. 

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебного акта в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, 31.07.2013 заказчиком (УФПС Брянской области филиалом ФГУП «Почта России») на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке № 31300466670 на право заключения договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации 89 объектов почтовой связи УФПС Брянской области филиала ФГУП «Почта России», проводимой способом закрытой тендерной закупки заказчиком.

Согласно указанному извещению заявки на участие в закупке предоставляются в будние дни в любое время с момента опубликования на сайте извещения о проведении тендерной закупки вплоть до 22.08.2013 по адресу: УФПС Брянской области филиал ФГУП «Почта России», 241050, г. Брянск, ул. К. Маркса, д. 9, отдел по управлению имуществом кабинет № 311.

Тендерной документацией были определены требования к претендентам, а также составу и перечню документации, которую предоставляют претенденты для участия в данной закрытой тендерной закупке, порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в тендере.

Ознакомившись с тендерной документацией, ООО «Андромеда» полагая, что соответствует всем изложенным в тендерной документации требованиям, приняло решение об участии в закрытой тендерной закупке.

21.08.2013 истцом передан УФПС Брянской области филиала ФГУП «Почта России» конверт с документацией для участия в закрытой тендерной закупке, о чем имеется соответствующая отметка предприятия в получении. При этом, как пояснил истец, сотрудниками УФПС Брянской области было разъяснено, что данная закупка уже проведена.

21.08.2013 истец обратился в УФАС по Брянской области с жалобой на действия заказчика УФПС Брянской области – филиала ФГУП «Почта России» при проведении закрытой тендерной закупки по лоту № 6.

УФАС по Брянской области 27.08.2013 была проведена проверка по данной жалобе ООО «Андромеда» и сообщено, что у антимонопольного органа отсутствуют правовые основания для рассмотрения данной жалобы.

После отказа в рассмотрении данной жалобы истца письмом от 29.08.2013 УФПС Брянской области филиал ФГУП «Почта России» возвратило ООО «Андромеда» предоставленную для участия в закрытой тендерной закупке документацию, указав на то, что на момент подачи истцом заявки закрытая тендерная закупка завершена.

Считая, что закрытая тендерная закупка, предметом которой являлось право на заключение договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (89 объектов почтовой связи) проведена заказчиком с нарушением требований, установленных пунктами 2, 4 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», истец обратился в Арбитражный суд Брянской области с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что закрытая тендерная закупка, предметом которой являлось право на заключение договора на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации (61 объекта почтовой связи) проведена заказчиком (ФГУП «Почта России») в соответствии с действующим законодательством и правилами, установленными Положением «О закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России». Нарушения требований, установленных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006                № 135-ФЗ  «О защите конкуренции», на которые ссылался истец в обоснование заявленных исковых требований, не допущены.

В обоснование данного вывода суд первой инстанции указал, что действие                 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» распространяется на торги и запрос котировок, а не на иные способы закупки. Кроме того, посчитал, что процедура закупки товаров, работ, услуг в форме закрытой тендерной закупки не содержит в себе каких-либо признаков торгов, а поэтому при таком способе закупки не могут быть соблюдены основные принципы закупки: равноправие и справедливость по отношению к участникам закупки; запрет на установление неизмеряемых требований к участникам закупки; запрет на установление ограничений конкуренции.

Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно части 1 статьи 2 названного Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с частью 3 статьи 3 названного Федерального закона в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Анализ данных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что Положение о закупке, принимаемое заказчиками товаров, работ, услуг на основании Закона о закупках, должно соответствовать его требованиям. При этом положения данного Закона должны учитываться и при избрании заказчиками иных (помимо конкурса или аукциона) способов закупки.

  Частью 1 статьи 1 названного Федерального закона установлено, что целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках государственные унитарные предприятия, к числу которых относится ответчик – ФГУП «Почта России» – филиал УФПС Брянской области, включены в перечень субъектов, для которых положения данного Федерального закона являются обязательными при проведении закупок товаров, работ, услуг.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены следующие принципы, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Таким образом, деятельность государственных предприятий по проведению закупок товаров, работ, услуг должна быть открытой и прозрачной. При проведении закупок заказчик обязан обеспечить соблюдение недискриминационных конкурентных процедур, обеспечивающих равноправие и конкуренцию всех лиц, желающих принять участие в проведении закупки, независимо от избранной им формы проведения закупки.

Следовательно, эти общие принципы, направленные на достижение целей правового регулирования Закона о закупках, не могут быть ограничены или исключены как при определении формы закупки и разработке Положения о закупке, так и на стадии проведения закупки.

Вышеупомянутые положения свидетельствуют о том, что при осуществлении закупок заказчики обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации о защите конкуренции, в том числе Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», частью 1 статьи 17 которого установлено, что при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению и или устранению конкуренции.

 Приказом ФГУП «Почта России» от 30.03.2012 № 73-П (с изменениями и дополнениями от 28.12.2012)  утверждено «Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России».

В соответствии с п. 7.1. названного Положения о закупке тендерная

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2014 по делу n А62-4738/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК),Возвратить госпошлину (ст.104 АПК)  »
Читайте также