Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу n А68-8278/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

11 апреля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А68-8278/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 10.04.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   11.04.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Федина К.А., судей Стахановой В.Н. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии                               от  заявителя – открытого акционерного общества «Мостотрест» в лице филиала Тульская территориальная фирма «Мехстроймост» (г. Москва, ОГРН 1027739167246,                        ИНН 7701045732) – Порошкова В.А. (доверенность от 20.12.2013 № 5018-мех-03, в отсутствие заинтересованного лица – администрации города Тулы (г. Тула,                          ОГРН 1037101133552, ИНН 7107030032),  третьих лиц – территориального управления Росимущества в Тульской области (г. Тула), Толочко Анны Васильевны (г. Тула) извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Тулы на решение Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2014 по                 делу № А68-8278/2013,  установил следующее.

Открытое акционерное общество «Мостотрест» в лице филиала Тульская территориальная фирма «Мехстроймост» (далее – ОАО «Мостотрест», общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации города Тулы  о признании незаконными действий администрации города Тулы, выраженных в письме от 08.07.2013 № 8025к об отказе принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный                 переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20; об обязании устранить  допущенные нарушения прав и законных интересов истца  и принять в  муниципальную собственность жилые дома, расположенные по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.02.2014 заявленные обществом требования удовлетворены частично.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования            города Тула, выраженное в письме от 08.07.2013 № 8025к об отказе принять в муниципальную собственность жилые дома, расположенные в городе Туле по адресам: Санаторный переулок,  д. 3; Иншинский проезд, дома 16, 18, 20; ул. Санаторная, д.4-а, за исключением квартиры № 4.

Администрация муниципального образования города Тула обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества «Мостотрест» в лице филиала Тульская территориальная фирма «Мехстроймост» путем принятия в муниципальную собственность  объектов недвижимости: жилые дома, расположенные в г. Туле по адресам: Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд, дома, 16, 18, 20; ул. Санаторная, д.4-а, за исключением квартиры № 4.

В удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования г. Тула, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность квартиры № 4 в жилом доме 4-а по ул. Санаторной г. Тулы, отказать.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность города Тулы жилого фонда, расположенного по Санаторный переулок,  д. 3; Иншинский проезд, дома 16, 18, 20;               ул. Санаторная, д.4-а, за исключением квартиры № 4, противоречит действующему законодательству, а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку объекты недвижимого имущества своевременно не были приняты на баланс муниципального образования города Тула.

С решением суда первой инстанции администрация не согласилась и обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, считая, что жилые дома не были включены в план приватизации предприятия, следовательно, они не выбыли из федеральной собственности, а также на то, что ответчик не обращался в ТУ Росимущества по Тульской области с предложением о передаче объектов недвижимого имущества (жилых домов) в муниципальную собственность.

До начала судебного заседания в суд апелляционной инстанции поступил отзыв общества на апелляционную жалобу, в которой оно просит решение Арбитражного суда Тульской области оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании представитель открытого акционерного общества «Мостотрест» в лице филиала Тульская территориальная фирма «Мехстроймост» возражал против доводов апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 24 ноября 1992 года № 881-р о приватизации государственного треста по строительству внеклассных и больших мостов «Мостотрест» в акционерное общество открытого типа жилые дома, расположенные по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20, не вошли в перечень подлежащего приватизации имущества. 17.06.2013 г.

Общество обратилось в администрацию  города Тулы с заявлением №1242/13 о принятии указанных жилых домов в муниципальную собственность.

Письмом от 08.07.2013 №8025к администрацией города Тулы отказано                      ОАО «Мостотрест» в принятии в муниципальную собственность жилых домов, расположенных по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20. 

Не согласившись с указанным отказом, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий: не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Вопросы передачи жилищного фонда в муниципальную собственность регулирует постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1            «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»                      (далее – Постановление № 3020-1), а также приложение № 3 к указанному постановлению.

Пунктом 2 Постановления № 3020-1 предусмотрено, что объекты государственной собственности, приведенные в приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

В соответствии с пунктом 1 приложения № 3 к Постановлению № 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда.

С учетом изложенного право собственности на жилищный фонд, объекты            социально-культурного и коммунально-бытового назначения возникло у муниципальных образований с момента разграничения государственной собственности.

При этом Постановление № 3020-1 не предоставляло возможность передавать либо не передавать недвижимое имущество в ту или иную собственность, а императивно разграничило государственную собственность Российской Федерации на федеральную, государственную и муниципальную собственность. Определяющим, имеющим правовое значение, является обстоятельство, в чьем фактическом владении и пользовании находилось спорное недвижимое имущество на момент разграничения государственной собственности.

Согласно пункту 5 Постановления № 3020-1 оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 настоящего постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В период возникновения спорных правоотношений действовало постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность», согласно пункту 3 которого утверждение плана приватизации является решением о передаче названного объекта в муниципальную собственность.

Как следует из материалов дела, объекты недвижимости – объекты недвижимости  жилые дома по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20, были введены в эксплуатацию, соответственно, в 1950, 1948, 1856 годах.

Указанное имущество до момента разграничения государственной собственности в Российской Федерации, а также на момент такого разграничения находилось во владении и пользовании государственного треста по строительству внеклассных и больших мостов «Мостотрест».

В соответствии с пунктом 8 раздела 2 плана приватизации государственного треста по строительству внеклассных и больших мостов «Мостотрест» жилой фонд и другие объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не вошли в состав приватизируемого имущества.

Утвержденный план приватизации, как закреплено в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, является решением о передаче указанных объектов федеральной собственности в муниципальную.

При этом в силу пункта 4 Положения в плане приватизации предприятия (изменениях в плане приватизации предприятия), включающем в себя перечень передаваемых объектов федеральной собственности, в обязательном порядке делается указание о том, что включенные в перечень объекты не входят в состав приватизируемого имущества данного предприятия и передаются в государственную собственность субъекта РФ или в муниципальную собственность.

Согласно пункту 5 Положения органы местного самоуправления, в собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрациями предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

Указанной нормой права на органы местного самоуправления возложена обязанность после принятия решения о передаче объектов оформить необходимую техническую документацию и акты приема-передачи.

Данная обязанность по передаче и принятию передаваемых объектов не ставится нормативными актами в зависимость от технического состояния передаваемого имущества, не обусловлена возложением на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде предоставления технической документации, осуществления ремонта

передаваемого имущества, обязательного заключения каких-либо договоров и осуществления других мероприятий.

Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 года № 8 предусматривает лишь право заключения договора о совместном использовании соответствующих объектов, но не обязанность.

Следовательно, отсутствие надлежащего оформления передачи спорных объектов в

муниципальную собственность не может служить основанием для отказа в их принятии.

Таким образом, в силу прямого указания закона жилищный фонд - жилые дома, расположенные по адресам: г. Тула, ул. Санаторная, д. 4а; Санаторный переулок, д. 3; Иншинский проезд д. 16, 18, 20, являлись объектами муниципальной собственности и подлежали соответствующей передаче собственнику.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что не включенные в состав приватизируемого имущества спорные объекты жилищного фонда отнесены законом к муниципальной собственности города Тулы и с момента утверждения плана приватизации у администрации города Тулы возникла безусловная обязанность по их принятию в муниципальную собственность.

Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 по делу n А23-3481/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также