Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А54-156/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

24 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

Дело № А54-156/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  24.03.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Стахановой В.Н. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Верулидзе Н.Д., при участии от истца – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) – Серегиной Л.С. (доверенность от 21.03.2013, паспорт), от ответчика – министерства финансов Рязанской области – Вешкиной А.В. (доверенность от 09.01.2014, паспорт), в отсутствие ответчика – Рязанской области в лице министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698, ИНН 6234066600), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства Финансов Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2013 по делу № А54-156/2013 (судья Грошева И.П.), установил следующее.

ОАО «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков в размере 13 799 523 рублей 83 копейки, причиненных вследствие предоставления в 2010 году льготного проезда обучающимся в поездах пригородного сообщения при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территориях шести регионов Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 19.11.2012 в рамках дела                № А40-35813/12-141-326 выделено в отдельное производство требование                                ОАО «Российские железные дороги» к Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области и Министерству финансов Рязанской области о солидарном взыскании 2 456 340 рублей 53 копейки. Указанное требование передано по подсудности в Арбитражный суд Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования в окончательном варианте просил суд взыскать с Рязанской области в лице ответчиков (солидарно) за счет казны Рязанской области 2 456 340 рублей 53 копейки и судебные расходы в сумме                     35 281 рубль 70 копеек. Уточнение исковых требований судом принято.

В судебном заседании истец просил считать ответчиками по делу Рязанскую область в лице министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, а также Рязанскую область в лице министерства финансов Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 24.12.2013 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого решения, просил его отменить. Заявитель жалобы указывает на то, что все денежные средства, полученные в виде субсидий федерального бюджета для компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льготного проезда обучающихся на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении, и причитающаяся условиям софинансирования часть средств областного бюджета полностью перечислены организациям железнодорожного транспорта по их целевому назначению, и в пределах субсидий федерального бюджета. Таким образом считает, что обязанностью субъекта РФ – Рязанская область может являться возмещение только 5 % недостающих потерь в доходах истца в связи с установлением льготного проезда учащимся. Остальные 95 % недостающих потерь истцу необходимо возмещать за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1208.

По мнению заявителя, главным распорядителем средств на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льготного проезда обучающихся на железнодорожном транспорте общего пользования в пригородном сообщении является Минтранс. Указывает на то, что суд не указал за счет каких средств произведено взыскание убытков.  Кроме того, обращает внимание, что судом не исследованы обстоятельства, свидетельствующих об объемах предоставленных льгот. Также считает, что суд необоснованно взыскал с ответчика в счет возмещения расходов по государственной пошлине.

В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. По мнению общества, поскольку льгота по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в виде 50-процентной скидки от действующих тарифов при оплате проезда на железнодорожных станциях, находящихся на территории Рязанской области была установлена именно на региональном уровне, то ответственность за не возмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект РФ – Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводилось в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец (исполнитель) в 2010 году оказывал льготные услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области на основании заключенного с Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) договора № 15/НОВС/6/02 от 06.05.2010 (том 1, л. д. 20).

По условиям договора его предметом является компенсация из бюджета Рязанской области части потерь в доходах истца в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки при перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее –  обучающиеся) в виде 50 % скидки от действующего тарифа в период с 01.01.2010 по 15.06.2010 и с                       01.09.2010 по 31.12.2010, в соответствии с Приложением № 1 к настоящему договору (п. 1.1. договора).

В соответствии с пунктом 1.2. договора оказание «исполнителем» услуг в соответствии с пунктом 1.1. настоящего договора осуществляется в соответствии с нормативными актами, регулирующими отношения по оказанию услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд на железнодорожном транспорте.

Согласно пункту 2.2.1. договора заказчик обязался ежемесячно, кроме как за июль и август 2010 года, в порядке, установленном настоящим договором, компенсировать «исполнителю» часть потерь в доходах в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки обучающимся в виде льготного проезда при пользовании железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на условиях, установленных Приложением № 1 к настоящему договору, исходя из средств, предусмотренных на эти цели организациям железнодорожного транспорта Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1208 и Законом Рязанской области «Об областном бюджете на 2010 год» в сумме 2 384 679 рублей 17 копеек (том 1, л. д. 22, том 6, л. д.109, в редакции дополнительного соглашения от 30.12.2010).

            Согласно пункту 2.2.2 договора заказчик обязался скорректировать объем выделяемых средств на основании фактических данных о потерях в – доходах, возникающих в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки при перевозках железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области обучающихся при условии направления дополнительной субсидии из федерального бюджета на софинансирование фактических потерь в доходах (с заключением дополнительного соглашения к договору) в целях достижения значения целевого показателя эффективности использования субсидии, получаемой по настоящему договору - «Отношение компенсированных потерь в доходах Перевозчика к фактическим за отчетный период» равного единице.

Пунктом 2.2.3 договора установлена обязанность заказчика осуществлять расчеты с «исполнителем» в порядке, установленном настоящим договором, на основании предъявленных отчета по форме Приложения № 2 к настоящему договору и акта выполненных работ, счета, счета-фактуры на сумму части потерь в доходах, подлежащую компенсации.

В соответствии с пунктом 2.2.4 договора оплата предъявленных «исполнителем» сумм компенсации осуществляется «Заказчиком» в течение 15 банковских дней с даты получения документов, указанных в пункте 2.2.2 настоящего договора путем безналичных расчетов платежными поручениями.

Таким образом, в соответствии с заключенным договором Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, являясь заказчиком, обязалось возместить в 2010 году потери в доходах, возникающих в результате применения регулируемых тарифов на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.

Истец исполнил принятые по договору обязательства, оказав в спорный период услуги по перевозке льготной категории граждан.

Потери истца составили 4 841 019 рублей 70 копеек, что подтверждается отчетами, счетами, счетами-фактурами, а так же иными доказательствами, представленными в дело.

Во исполнение договора № 15/НОВС/6/02 от 06.05.2010 Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, в пределах выделенных ему денежных средств перечислило истцу 2 384 679 рублей 17 копеек, в счет компенсации понесенных истцом потерь.

Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями от 15.09.2010                   № 45, от 21.10.2010 № 105, от 19.11.2010 № 792, от 06.12.2010 № 206, от 05.05.2011                    № 584, от 05.05.2011 № 31, представленными в дело (том 1, л. д. 126 – 131).

Недофинансирование в полном объеме потерь в доходах истца явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами по делу, и, правильно применив нормы материального права, обоснованно руководствовался следующим.

Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Пунктом 2 указанного постановления органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

В силу норм пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2014 по делу n А54-3871/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также