Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А68-7635/2013. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

20 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

                                               Дело № А68-7635/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта  2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта  2014 года.

           

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., в отсутствие представителей садоводческого некоммерческого товарищества «Тассовец»                (ОГРН 1027103678040,   ИНН 7126013650), Главного управления МЧС по Тульской области  (ОГРН 1047100784543, ИНН 7106063211), рассмотрев  апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Тассовец» на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.12.2013 по делу № А68-7635/2013, установил следующее.

Садоводческое некоммерческое товарищество «Тассовец» (далее –                             СНТ «Тассовец», товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Заокскому району ГУ МЧС России по Тульской области (далее – отделение, административный орган) от 26.08.2013 № 70 о назначении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности по частям 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесенного в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Тассовец».

 Решением арбитражного суда от 09.12.2013 заявленные требования частично удовлетворены: постановление административного органа изменено в части вывода о признании СНТ «Тассовец» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из него исключены выводы в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере ста шестидесяти тысяч рублей, назначено наказание в виде штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей. В      удовлетворении остальной части заявления товарищества отказано.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом, товарищество подало апелляционную жалобу.

Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене исходя из следующего.

Судом установлено, что 23.08.2013 на основании распоряжения от 22.07.2013 № 87 отделением проведена плановая проверка в отношении СНТ «Тассовец», объекта защиты: территории и общественного   строения,   «правления»   по   адресу   Тульская   область,   Заокский   район,   СНТ «Тассовец», в ходе которой выявлено, что 21.08.2013 в 11.00 часов по указанному адресу СНТ «Тассовец» допустило эксплуатацию территории и помещении общего пользования с нарушениями        требований пожарной  безопасности,  о  чем 23.08.2013 составлен акт проверки № 87, и вынесено предписание № 87/1/6.

В связи с этим 23.08.2013 в отношении СНТ «Тассовец» составлены протоколы об административном правонарушении № 86, № 87, № 88, № 89, в которых совершенные СНТ «Тассовец» правонарушения квалифицированы следующим образом:

протокол № 86 - по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ (Отсутствует обучение руководителя организации по программе пожарно-технического минимума; на территории СНТ отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре, отсутствуют запасы воды для целей пожаротушения; На  территории объекта отсутствует наружное пожарное водоснабжение);

протокол № 87 - по части 3 статьи 20.4 КоАП РФ (В помещении правления отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители));

протокол № 88 - по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ (В помещении правления, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре);

протокол № 89 - по части 8 статьи 20.4 КоАП РФ (Не обеспечено исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям и строениям, Проезды заужены, заросли кустарником, дороги не закольцованы, одна улица перегорожена воротами, закрытыми на замок. На проездах не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Расстояние между разъездными площадками, а также между разъездными площадками и перекрестками должно быть не более 200 м. Максимальная протяженность тупикового проезда, согласно требованиям СНиП 2.07.01 и НПБ 106 не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее                   12 х 12 м).

Отделением 26.08.2013 вынесено постановление № 70 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, которым СНТ «Тассовец» признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.

Полагая, что данное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы товарищества, СНТ «Тассовец» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался следующим.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 указанного Кодекса и частями 3 - 8 данной статьи.

В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Согласно статье 38 Закона о пожарной безопасности - собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности содержатся в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012                  № 390.

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Статьей 37 Закона о пожарной безопасности определены права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.

При этом руководители организации, в частности, обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

На основании ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим        законодательством  несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила о противопожарном режиме в Российской Федерации, пункт 3 которых устанавливает, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

В силу п.1 ст. 84 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Закон № 123-ФЗ) оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из способов или комбинацией способов, предусмотренных подпунктами 1 - 7 настоящего пункта, в том числе;

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

7) иные способы, обеспечивающие эвакуацию.

Согласно пункту 16 Правил о противопожарном режиме в Российской Федерации на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Закона № 123-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 68 Закона № 123-ФЗ установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

В ходе проверки административным органом установлено, что в СНТ «Тассовец» не осуществлено обучение руководителя организации по программе пожарно-технического минимума; территория товарищества не обеспечена звуковой пожарной сигнализацией для оповещения людей при пожаре, а также отсутствуют источники наружного противопожарного водоснабжения, что не опровергается СНТ «Тассовец».

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в действиях товарищества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1  статьи 20.4 КоАП РФ.

В то же время апелляционная инстанция не может согласиться с выводом суда о признании СНТ «Тассовец» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, СНТ «Тассовец» также вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении исправного содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям и строениям. Проезды СНТ «Тассовец» заужены, заросли кустарником, дороги не закольцованы, одна улица перегорожена воротами, закрытыми на замок. На проездах не предусмотрены разъездные площадки длиной не менее 15 и шириной не менее 7 м, включая ширину проезжей части. Максимальная протяженность тупикового проезда, согласно требованиям СНиП 2.07.01 и НПБ 106 не должна превышать 150 м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12 х 12 м.

Частью 8 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям.

Как следует из п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации руководитель организации обязан обеспечивать исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 № 18-51 приняты и введены в действие «СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения».

В соответствии с пунктом 4.1 СНиП 30-02-97* организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления проектом планировки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого (дачного) объединения.

Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены администрацией местного самоуправления.

Проект может разрабатываться как для одной, так и для группы (массива) рядом расположенных территорий садоводческих (дачных) объединений.

Для группы (массива) территорий садоводческих (дачных) объединений, занимающих площадь более 50 га, разрабатывается концепция генерального плана, предшествующая разработке проектов планировки и застройки территорий садоводческих (дачных) объединений

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2014 по делу n А09-8829/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также