Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу n А54-3297/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

12 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А54-3297/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 04.03.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   12.03.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Заикиной Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от истца – общества с ограниченной ответственностью «Пригородные пассажирские перевозки» (Рязанская область, г. Новомичуринск, ИНН 6231052790, ОГРН 1026201260832) – Липатова П.М.  (доверенность от 12.07.2013 № 56), от ответчика – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) – Кондратьева И.А. (доверенность от 23.01.2013), в отсутствие третьих лиц – Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области                          (г. Рязань, ИНН 6231004349, ОГРН 1026201265090), министерство транспорта                                и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6234066600,                                         ОГРН 1096234001698), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 по делу          № А54-3297/2013 (судья Митяева Л.И.),  установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пригородные пассажирские перевозки» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Рязанской области в лице Министерства финансов Рязанской области о взыскании убытков в сумме 4 292 069 рублей 40 копеек.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 03.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области.

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.08.2013 по заявлению истца в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика – Рязанской области в лице министерства финансов Рязанской области на надлежащего – Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее – ответчик).

Определением Арбитражного суда Рязанской области от 15.08.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Рязанская область в лице министерства финансов Рязанской области.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 исковые требования общества удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что истцом доказан размер понесенных убытков, основанный на разнице в стоимости между обычным и льготным проездным документом, а также сумме поступлений на компенсацию расходов из областного бюджета.

Министерство финансов Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Рязанской области от 17.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не дал должную правовую оценку доводам Министерства финансов Российской Федерации о необоснованности заявленных исковых требований.

Кроме того,  ответчик указывает на то, что в обжалуемом решении суд первой инстанции не определил понятие «льготная категория граждан».

При этом Министерство финансов Российской Федерации отмечает, что исковые требования общества документально не обоснованы, поскольку представленные в материалы дела документы не содержат сведений о правомерности предоставления льгот, их фактическом предоставлении, а также правомерности предоставления льгот по проезду конкретным гражданам.

Вместе с тем ответчик,  ссылаясь на пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»,  указывает на то, что льготы гражданам по проезду в общественном транспорте предоставлялись истцом в спорном периоде времени на основании нормативно-правового регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным данным субъектом порядком финансирования льгот за счет средств областного бюджета, а следовательно, Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, ссылаясь на соответствующую судебную практику,  указывает на то, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают обоснованность исковых требований, а также правомерность предоставления льгот по проезду конкретным гражданам.

Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного  разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения  представителей  сторон,  исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, согласно пункту 1.7 устава общество с ограниченной ответственностью «Пригородные пассажирские перевозки» осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении.

В целях осуществления своей деятельности общество (перевозчик) заключило с министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (заказчик) (с учетом дополнительных соглашений от 28.03.2011 № 1, от 19.04.2012 № 1) договоры от 24.11.2010 № 115/02, 24.11.2011 № 267/02 об организации транспортного обслуживания населения и о возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 указанных договоров министерство транспорта Рязанской области (заказчик) поручает и контролирует исполнение перевозчиком работ по перевозке граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а общество (перевозчик) осуществляет перевозку граждан указанных категорий на условиях, установленных настоящими договорами, в пределах Рязанской области на маршрутах в соответствии с расписанием движения, указанным в приложении № 1 «Расписание движения и перечень маршрутов», являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.

Заказчик обязуется возместить перевозчику за счет средств областного бюджета в пределах выделенных денежных средств расходы, связанные с проездом на транспорте общего пользования граждан по месячным именным социальным талонам-билетам по маршрутам, указанным в приложении № 1 к настоящим договорам.

Договором определен порядок и условия проезда на транспорте общего пользования граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, порядок взаимодействия сторон договора, порядок осуществления документооборота по возмещению расходов перевозчика, порядок и основания расчетов с перевозчиком по компенсации его расходов по перевозке указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 2.10, 5.1, 8.1 договора от 24.11.2010 целевые финансовые средства областного бюджета, определенные законодательством Рязанской области об областном бюджете на 2011 год для компенсации расходов перевозчиков от проезда на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, в полном объеме поступают заказчику через министерства финансов Рязанской области расчетов с перевозчиками. Выполненная перевозчиком в соответствии с пунктом 1.1. настоящего договора работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных средств пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области. Заказчик определенную законодательством Рязанской области об областном бюджете на 2011 год общую сумму финансовых средств распределяет для компенсации расходов перевозчиков отдельно в городском и пригородном сообщении в соотношении 65 процентов в городском и 35 процентов в пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств. Срок действия договора с 25.12.2010 по 31.12.2011.

Пунктами 2.10, 5.1, 5.2, 8.1 договора от 25.11.2009 предусмотрено, что целевые финансовые средства областного бюджета, определенные законодательством Рязанской области об областном бюджете на 2012 год для компенсации расходов перевозчиков от проезда льготных категорий граждан на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения, поступившие от министерства финансов Рязанской области заказчику,  распределяются им по видам сообщения и между перевозчиками в порядке, установленном постановлением Правительства Рязанской области от 19.04.2006 № 95 «Об утверждении Порядка представления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в 2012 году субсидий в целях возмещения недополученных доходов в связи с осуществлением перевозок транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области и внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Рязанской области». Выполненная перевозчиком в соответствии с пунктом 1.1. настоящего договора работа оплачивается заказчиком посредством перечисления денежных сумм,  пропорционально проданным талонам-билетам в городском и пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Рязанской области. Все платежи по настоящему договору осуществляются безналичными платежами путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет перевозчика на основании согласованного с заказчиком акта выполненных работ. Срок действия договора с 25.12.2011 по 31.12.2012.

Во исполнение условий договоров, постановления Правительства Рязанской области от 15.06.2006 № 151 «Об утверждении Порядка предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области», общество осуществляло в 2011-2012 годах перевозку инвалидов, ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих в силу закона право на меры социальной поддержки, по льготным ценам на месячные именные социальные талоны-билеты, установленным названным постановлением Правительства Рязанской области.

Разница между стоимостью проездного билета для обычных категорий граждан и стоимостью льготного проездного билета составляет плату, недополученную истцом с граждан в связи с предоставлением им льгот по оплате услуг по перевозке общественным транспортом пригородного сообщения.

При этом Федеральными законами от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»,  а также от 30.11.2011                    № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» Российской Федерацией не были предусмотрены и не были выделены из федерального бюджета бюджету Рязанской области межбюджетные трансферты на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно расчету, предоставленному истцом,  в 2011-2012 годах от реализации льготных проездных билетов общество получило денежные средства в сумме                     1 320 440 рублей (графа 8 расчета).

Сумма дохода от реализации объема льготных проездных билетов по обычной цене, которую могло бы получить общество – 9 121 130 рублей (графа 5 расчета).

Согласно платежным поручениям в счет компенсации расходов по перевозке льготной категории граждан истец получил от Министерства транспорта Рязанской области денежные средства из федерального бюджета в сумме  3 508 620 рублей 22 копеек (графа 6 расчета).

Расчет по компенсации расходов производился обществом путем перечисления сумм пропорционально проданным месячным социальным талонам-билетам в пригородном сообщении в пределах выделенных бюджетных средств, что подтверждается ежемесячными расчетами (сводными ведомостями) компенсации расходов перевозчиков, осуществляющих перевозку граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, составленными Министерством транспорта Рязанской области.

Поскольку денежные средства, перечисленные истцу из бюджета в рамках указанных договоров, не компенсировали всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском. В обоснование исковых требований общество ссылается на то, что не полученная от потребителей услуг плата не была полностью компенсирована ответчиком. В этой связи истец считает, что не полученные им денежные средства являются его убытками, которые обязана возместить Российская Федерация, установившая названные льготы.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя исковые требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу n А09-7989/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также