Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу n А68-6571/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

07 марта 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

     Дело № А68-6571/2013  

Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2014

Постановление изготовлено в полном объеме  07.03.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Волковой Ю.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Феоктистовой Д.О., при участии представителей истца – Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области (город Тула, ОГРН 1087154003518, ИНН 7106503078) (далее – министерство) – Тарсиновой М.В. (доверенность от 16.01.2014 № 20-01-21/319) и ответчика – Гаражно-строительного кооператива № 31 Привокзального района города Тулы (город Тула, ОГРН 1067104025537, ИНН 7104051002) (далее – ГСК № 31) – Должникова Н.И. – председателя (протокол от 17.11.2007 № 1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГСК № 31 (регистрационный номер 20АП-722/2014) на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 по делу № А68-6571/2013 (судья Косоухова С.В.), установил следующее.

Министерство обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к ГСК № 31 о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 196 790 рублей 51 копейки и пени в размере 52 508 рублей 38 копеек (том 1, л. д. 3 – 5).  

Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате в сумме 196 790 рублей 51 копейки и пени в сумме 52 508 рублей 38 копеек, всего – 249 298 рублей 89 копеек, а также в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 7 985 рублей 98 копеек (том 1, л. д. 134 – 143).

Не согласившись с указанным судебным актом, ГСК № 31 обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.12.2013 отменить и принять по делу новый судебный акт (том 1, л. д. 148 – 151).

Заявитель, обосновывая доводы апелляционной жалобы, указал на то, что до момента получения письма от 18.01.2012 № 20.01.19/762, в котором истец информировал  ответчика о задолженности по договору аренды по состоянию на 28.11.2011, то есть до января 2012 года, до ответчика не доводилась информация о задолженности, информация об изменении арендной платы по договору аренды, а также акты сверки расчетов между истцом и ответчиком не проводились.

По мнению заявителя жалобы, исходя из того, что в договоре аренды истец и ответчик согласовали методику определения размера арендной платы за земельный участок по определенной формуле, которая после согласования ее сторонами стала существенным условием договора аренды о размере арендной платы, принятие Закона Тульской области от 12.11.2007 № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области» не может повлечь за собой изменение размера платежей за пользование земельным участком, основываясь только на независимой оценке, и быть равной рыночной стоимости земельного участка, без учета применения норм законодательства Российской Федерации.

            Заявитель апелляционной жалобы полагает, что согласно действующему законодательству истец обязан был заключить с ответчиком письменное соглашение об изменении условий договора об изменении размера (расчета размера) арендной платы.   

Заявитель считает, что поскольку на момент проведения оценки, то есть на 19.04.2010, между истцом и ответчиком договор аренды был заключен и действовал, согласно государственной регистрации Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области с 22.11.2007, то применение расчетных данных, полученных независимым оценщиком и указанных в отчете от 19.04.2010, для изменения существенных условий действующего договора неправомерно.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 27.12.2013 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Представил дополнение к апелляционной жалобе, в котором ответчик выразил мнение, что в данном случае увеличение размера арендной платы в 26,5 раз произошло не за счет изменения базовых составляющих формулы расчета, согласованных в договоре, а установлением нормативным актом субъекта иной методики расчета – в размере рыночной годовой стоимости арендной платы (том 2, л. д. 6 – 8).

Полагает, что в данном случае нарушен принцип запрета необоснованного предпочтения, поскольку в кооперативе размер арендной платы одного земельного участка отличается от другого в 26,5 раз.

Представитель истца представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения (том 2, л. д. 11 – 14).

Истец отметил, что порядок определения размера арендной платы, порядок и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. 

Представитель истца не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда от 27.12.2013 оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Тульской области от 27.12.2013 проверены апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, дополнений к ней и отзыва на нее, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.

Между комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы (арендодатель) и ГСК № 31 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.09.2007 № 07В1661 (том 1, л. д. 12 – 17), по условиям которого арендодатель предоставляет из земель населенного пункта (города Тулы), а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 71:30:02 03 02:0126, площадью         728 кв. м, расположенный по адресу: город Тула, Привокзальный район, по Калужскому шоссе (участок находится примерно в 21 м по направлению на запад от ориентира жилой дом, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: город Тулы, Привокзальный район, Калужское шоссе, дом 13), границы которого закреплены на местности (отмежеваны), поставлены на государственный кадастровый учет и обозначены в прилагаемом к договору кадастровом паспорте земельного участка для временного размещения некапитального объекта: нестационарный гаражный комплекс.

Договор заключен сроком на 5 лет. 

Поскольку стороны не совершали действий, направленных на прекращение либо расторжение договора аренды, арендатор не возвращал арендодателю имущество, договор в соответствии со статьями 610, 620 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В связи с принятием Закона Тульской области от 10.12.2008 № 1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле» с 01.01.2009 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – городе Туле осуществляется администрацией Тульской области.

В соответствии с постановлением администрации Тульской области от 04.05.2009 № 293 «О внесении дополнений в постановление администрации Тульской области от 21.01.2008 № 34 «Об утверждении Положения о департаменте имущественных и земельных отношений Тульской области» департамент имущественных и земельных отношений Тульской области выступает в качестве арендодателя при заключении договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области – город Тула.

Впоследствии департамент имущественных и земельных отношений Тульской области переименован в министерство Указом губернатора Тульской области от 15.09.2011 № 1. Об изменении арендодателя арендаторы были проинформированы публикацией в газете «Тула» от 25.12.2008 (том 1, л. д. 11).

Расчет арендной платы при заключении договора аренды от 27.09.2007 № 07В1661 производился в соответствии с решением Тульской городской Думы от 25.01.2006 № 7/95 «О временном порядке исчисления арендной платы за землю в городе Туле» и составлял 420 рублей 06 копеек в месяц (том 1, л. д. 17).

В период действия договора аренды был принят Закон Тульской области от 12.11.2007 № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», изменяющий порядок исчисления арендной платы.

Частью 1 статьи 7 указанного Закона Тульской области (в период ее действия) установлено, что, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, размер арендной платы при предоставлении земель (земельных участков), находящихся в собственности области, в аренду определяется на основании независимой оценки при определении в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночной стоимости объекта оценки.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона Тульской области от 12.11.2007         № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области», если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации за использование иных, помимо указанных в части 5 данной статьи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размеров арендной платы за указанные земельные участки устанавливается в соответствии с частями 1 – 4, 7 статьи 7 названного Закона (размер арендной платы определяется на основании независимой оценки).

Согласно пункту 4.5 договора аренды в период действия договора размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, то есть независимо от согласия арендатора. Основаниями изменения размера арендной платы являются нормативные акты, изменяющие порядок исчисления арендной платы и (или) отдельные показатели, используемые при исчислении размера арендной платы.

Пунктом 4.8. договора аренды установлено, что измененный размер арендной платы либо величина изменения действующей арендной платы, а также дата возникновения обязательства арендатора по уплате арендной платы в измененном размере доводятся до сведения арендатора через средства массовой информации или в письменной форме. По требованию арендатора арендодатель обязан в течение одного месяца передать ему измененный расчет арендной платы.

В связи с принятием Закона Тульской области от 12.11.2007 № 898-ЗТО «О регулировании отдельных земельных отношений в Тульской области» произведена переоценка стоимости арендной платы независимым оценщиком.

В соответствии с отчетом об оценке № 7100/220310Ц-3/Ю-01 С/0215 арендная плата по договору составила 10 920 рублей в месяц (том 1, л. д. 24 – 27, 88 – 90).

Департамент имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 05.08.2010 № 35-01-14/5909 уведомил ответчика о новом размере арендной платы в размере 10 920 рублей в месяц по юридическому адресу ГСК № 31 (том 1, л. д. 27).

С 01.01.2012 на основании Закона Тульской области от 29.06.2011 № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка с использованием вида разрешенного использования.

Указанным законом установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с Законом Тульской области от 29.06.2011 № 1586-ЗТО «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Тульской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» размер арендной платы составил 2 669 рублей 46 копеек в месяц.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области письмом от 18.01.2012 № 20-01-19/762 проинформировало ответчика по юридическому адресу о новой ставке арендной платы в размере 2 669 рублей 46 копеек в месяц (том 1, л. д. 28).

Ссылаясь на то, что ответчик уплачивал арендную плату не в полном объеме, в результате чего за ним образовалась задолженность, министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд (том 1, л. д. 3 – 5).

Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их в полном объеме, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно части 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

Пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

Статьей 42 ЗК РФ установлена обязанность арендатора своевременно и

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2014 по делу n А54-5625/2012. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также