Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А54-4398/2013. Изменить решение (ст.269 АПК)13 февраля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело № А54-4398/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 10.02.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 13.02.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю., при участии от заявителя – открытого акционерного общества «Рязанский шпалопропиточный завод» (г. Рязань, ОГРН 1056204049208, ИНН 6234018156) – Кутищева С.Ю. (доверенность от 03.06.2013) и Семеновой Е.В. (доверенность от 09.04.2013), в отсутствие представителя заинтересованного лица – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234009904, ИНН 6234074270), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 21.12.2013 по делу № А54-4398/2013 (судья Шуман И.В.), установил следующее. Открытое акционерное общество «Рязанский шпалопропиточный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области (далее – управление) от 27.05.2013 № 141-р «О приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 в части пункта 2, содержащего указание о цене выкупа земельного участка, подлежащего приватизации, в размере 4 366 445 рублей 90 копеек и обязании внести изменения в указанный пункт распоряжения, установив цену выкупа подлежащего приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 в пределах двух с половиной процентов его кадастровой стоимости и направить в адрес общества три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379. В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования и просил: 1) признать частично недействительным распоряжение от 27.05.2013 № 141-р «О приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379» в части пункта 2, содержащего указание о цене выкупа, подлежащего приватизации земельного участка в размере 4 366 445 рублей 90 копеек; 2) обязать территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Рязанской области внести изменения в пункт 2 распоряжения от 27.05.2013 № 141-р «О приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379», установив цену выкупа, подлежащего приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 в размере двух с половиной процентов его кадастровой стоимости, а именно: в размере 109 161 рубля 15 копеек и направить в адрес открытого акционерного общества «Рязанский шпалопропиточный завод» три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379. Решением Арбитражного суда Рязанской области от 21.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что стоимость земельного участка должна определяться на дату первоначальной подачи заявления о выкупе, в связи с чем признал недействительным оспариваемый ненормативный акт в части определения выкупной стоимости, обязав администрацию устранить нарушение прав и законных интересов общества, передав в собственность общества земельный участок по цене 2,5 % кадастровой стоимости. В апелляционной жалобе управление просит решение отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать, ссылаясь на то, что выкупная цена спорного земельного участка должна определяться на дату вынесения решения Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2012 по делу № А54-7442/2012. Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 06.02.2014. Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит частичному изменению. Как усматривается из материалов дела, 30.05.2012 общество обратилось в управление с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 (общей площадью 11426 кв. м), вновь образованного в результате разделения земельного участка с кадастровым номером 62:29:0000000:0069, являющегося единым землепользованием и находящимся в федеральной собственности, которое оставлено без ответа. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия управления незаконным. В соответствии с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Рязанской области от 19.12.2012 № А54-7442/2012 бездействие ТУ Росимущества, выразившееся в непринятии решения по заявлению открытого акционерного общества «Рязанский шпалопропиточный завод» от 30.05.2012 № 170 о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379, признано незаконным. На управление возложена обязанность по принятию решения о приватизации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 и подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379, направлении его обществу с предложением о заключении. Во исполнение данного решения управление вынесло распоряжение от 27.05.2013 № 141-р «О приватизации находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379» и направило его вместе с проектом договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 62:29:0040009:379 в адрес заявителя. В пунктах 1, 2 указанного распоряжения отмечено: предоставить в собственность ОАО «Рязанский шпалопропиточный завод» путем выкупа по договору купли-продажи земельный участок с кадастровым номером 62:29:0040009:379, площадью 11426 кв. м из земель населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания подъездного железнодорожного пути, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, п. Шпалозавод, д. 7, сооружение 14 (Советский район). Цена выкупа подлежащего приватизации участка составила 4 366 445 рублей 90 копеек. Полагая, что выкупная цена завышена и должна определяться на момент первоначального обращения с заявлением о выкупе, общество обратилось в арбитражный суд с иском. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляет Российская Федерация. Согласно пунктам 4.1, 4.6 Типового Положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: – коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения; – коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений; – юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; – гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: – двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; – двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности. До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 постановления от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал, что при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка, в пункте 1 статьи 2 которого указано при введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации имеются условия, предусматривающие до указанного срока продажу земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.04.2009 № 14649/08, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий. Указанная позиция поддержана Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01.10.2009 № 1120-О-О. При этом Конституционный Суд указал, что Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из буквального смысла пункта 1 статьи 2 Закона № 137-Ф, из которой не следует, что отчуждение объектов недвижимости из государственной или муниципальной собственности должно носить непосредственный характер. Ограничительное толкование положения пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ привело бы – в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства – к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 по делу n А54-5362/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|