Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А09-5424/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)10 февраля 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09 e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тула Дело № А09-5424/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2014 Постановление изготовлено в полном объеме 10.02.2014 Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Капустиной Л.А. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., при участии от истца – открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (г. Москва, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) – Зиновьевой О.Н. (доверенность от 21.03.2013), от ответчика – федерального казенного учреждения «Войсковая часть 42685» (г. Брянск, ОГРН 1093254013368, ИНН 32435013368) – Стребковой Е.В. (доверенность от 15.07.2013) и Андрейчик С.И. (доверенность от 24.09.2013), в отсутствие представителя ответчика – Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и федерального казенного учреждения «Войсковая часть 42685» на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2013 по делу № А09-5424/2013 (судья Прокопенко Е.Н.), установил следующее. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к федеральному казенному учреждение «Войсковая часть 42685» (далее – учреждение, ответчик) и Министерству обороны Российской Федерации (далее – Минобороны, соответчик) о взыскании 2 728 200 рублей штрафа в солидарном порядке за задержку 70 вагонов (с учетом уточнения). Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2013 исковые требования удовлетворены в части взыскания с федерального казенного учреждения «Войсковая часть 42685», а при отсутствии либо недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 1 364 100 рублей штрафа, а также судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 36 641 рубля. В удовлетворении остальной части иска отказано. Не согласившись с решением суда, общество и учреждение подали апелляционные жалобы, в которых просят его в обжалуемой части отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Дело рассмотрено после перерывов, объявленных 23.01.2014 и 27.01.2014. Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего. Как усматривается из материалов дела, 04.05.2009 между обществом и учреждением заключен договор № 15/390 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования войсковой части № 33841 при станции Ржаница Московской железной дороги. Срок действия договора установлен с 01.04.2009 по 31.03.2014 включительно (параграф 26). Согласно письму ответчика от 10.12.2012 исх.№ 5084/96 войсковая часть 33841 на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 1134-рс реорганизована 09.11.2009 путем слияния с войсковой частью 42685, в результате реорганизации переименована в федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 42685», что также подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, представленной в материалы дела. В период с 12.10.2012 по 31.10.2012 на станцию Ржаница в адрес учреждения прибыли 70 вагонов с грузом щебень гранитный, которые были поданы на путь необщего пользования под выгрузку в соответствии с заключенным договором. Параграфом 14 договора от 04.05.2009 № 15/390 установлен технологической срок оборота вагона 5,5 часа. Нахождение 70 вагонов под выгрузкой на железнодорожном пути необщего пользования сверх установленного в договоре срока оборота вагона послужило основанием начисления истцом штрафа по ведомости подачи и уборки вагонов № 123078 за период с 17.10.2012 по 13.12.2012 в размере 2 728 200 рублей, в связи с чем 25.12.2012 в адрес ответчика было направлено уведомление об уплате указанного штрафа, которое учреждением не исполнено. Согласно пункту 4 дополнительного соглашения к договору от 04.05.2009 № 15/390 в связи с изменением наименования войсковой части 33841 структурным подразделением Минобороны по договору от 04.05.2009 № 15/390 на подачу и уборку вагонов при станции Ржаница Московской железной дороги следует считать войсковую часть 42685. В соответствии с пунктом 7а дополнительного соглашения № 2 Минбороны является правопреемником войсковой части 33841 по всем обязательствам договора на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Ржаница Московской железной дороги. Указанные обстоятельства послужили основанием обращения общества в арбитражный суд с иском о взыскании с учреждения и Минобороны штрафа за задержку 70 вагонов в размере 2 728 200 рублей в солидарном порядке. Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям. В силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В связи с этим гражданские права и обязанности возникают, в частности, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. В данном случае правоотношения сторон возникли из договора от 04.05.2009 № 15/390 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования. В соответствии с пунктами 1, 2 и 2 статьи 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – УЖТ РФ) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава. Статьей 62 УТЖ РФ установлено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в виде штрафа. В соответствии с абзацем вторым статьи 99 УТЖ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. Согласно статье 100 УТЖ РФ железнодорожного транспорта за задержку вагонов с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. На основании пункта 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях на основании памятки приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика. Пунктом 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 № 43, предусмотрено, что расчет названных штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах необщего пользования, составленным на основании памяток приемосдатчика, и ведомостям учета времени нахождения контейнеров у грузополучателей и грузоотправителей при передаче их на местах общего пользования, составленных на основании приемо-сдаточных актов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами, контейнерами и размера штрафов. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, в том числе относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Как усматривается из материалов дела, спор по периоду нахождения вагонов на путях общего пользования и размеру начисленного штрафа у сторон фактически отсутствует (с учетом уточнения истцом количества спорных вагонов – 70). Истец в обоснование требований о взыскании штрафа в соответствии с указанным порядком представил ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика и справки о каждом из 70 вагонов. Указанные документы в полной мере подтверждают факт задержки ответчиком вагонов под выгрузку. Достоверность указанных документов со стороны войсковой части в ходе рассмотрения дела не оспаривалась. Таким образом, поскольку истец пользовался вагонами на возмездной основе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисление штрафа за задержку 70 вагонов под выгрузкой с момента подачи вагонов под грузовые операции является правомерным. Указанные выводы соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 04.12.2012 № 10101/12 (с учетом определения от 06.05.2013 № ВАС-5279/13). Довод апелляционной жалобы учреждения об отсутствии у истца правовых оснований для взыскания штрафа, поскольку в данном случае спорные вагоны принадлежат белорусской железной дороге, правомерно оценен и не принят во внимание судом первой инстанции ввиду следующего. В силу пункта 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», статьей 7 ГК РФ и статьей 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства России и в то же время, имеют приоритет перед нормами гражданского законодательства. Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изменениями и дополнениями на 01.07.2012, далее – СМГС), Договора о Правилах пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (ПГВ) от 01.05.2008 (далее – Договор о ПГВ). Следовательно, к возникшим между сторонами правоотношениям наряду с нормами российского законодательства подлежат применению нормы СМГС и Договора о ПГВ. Согласно Правилам пользования грузовыми вагонами в международном сообщении (далее – ПГВ) парк грузовых вагонов, допущенных к обращению в международном сообщении по железным дорогам, находится в совместном пользовании дорог – участниц договора. В данном случае истец является дорогой-пользовательницей Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2014 по делу n А62-2192/2013. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|