Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А54-2641/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

22 января 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                                                                      Дело   № А54-2641/2013

Резолютивная часть  постановления объявлена 15.01.2014

Постановление изготовлено в полном объеме   22.01.2014

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего  Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Тиминской О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., в отсутствие заявителя – администрации города Рязани (г. Рязань, ИНН 6227000292,                                ОГРН 1026201270260), заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ИНН6234010728, ОГРН 1046209031384), третьих лиц – открытого акционерного общества «Рязанская финансово-строительная компания» (г. Рязань, ИНН 6227004593,                            ОГРН 1026200869914), Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области (г. Рязань, ИНН 6231008551, ОГРН 1026201263725), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 29.10.2013 по делу № А54-2641/2013 (судья Шишков Ю.М.), установил следующее.

Администрация города Рязани (далее – заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее – заинтересованное лицо, управление) от 07.03.2013                      № 01/431/2012-223 в государственной регистрации прекращения аренды на земельный участок с кадастровым номером 62:29:070034:45, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 47, корп.1, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», обязании управления осуществить государственную регистрацию прекращения аренды на земельный участок с кадастровым номером 62:29:070034:45, расположенный  по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 47, корп. 1               (с учетом уточнения заявленных требований от 05.07.2013).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество «Рязанская финансово-строительная компания» (далее – ОАО «РФСК»), Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области (далее – министерство).

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 29.10.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что требование управления о представлении администрацией документов, подтверждающих расторжение договора аренды земельного участка или его прекращения, является неправомерным, поскольку оснований для расторжения договора аренды от 30.11.2001  №  С 170-01 не имеется в связи с прекращением его действия в порядке статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Управление подало апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на непредставление администрацией в регистрирующий орган для проведения государственной регистрации соглашения с арендатором о досрочном расторжении договора аренды, либо решения суда о досрочном прекращении аренды, а также документов,  подтверждающих, что арендатор прекратил пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя и договор не возобновлен на тех же условиях  на неопределенный срок.

Кроме того, податель жалобы указывает на отсутствие документов о формировании спорного земельного участка и проведении его государственного кадастрового учета, что подтверждается уведомлением ФГБУ «ФКП Росреестра по Рязанской области» от 09.08.2013 № 6200/301/13-141138.

Вместе с тем заинтересованное лицо отмечает, что документы,  необходимые для государственной регистрации,  заявитель представил лишь в арбитражный суд, несмотря на приостановление управлением государственной регистрации для предоставления дополнительных доказательств (сведений, документов).

Управление обращает внимание на то, что оспариваемый  отказ в государственной регистрации прекращения аренды на спорный  земельный участок соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку третье лицо исправно уплачивает арендную плату по договору аренды.

Администрация и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.

Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного  разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в  их  отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для  изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Как усматривается из материалов дела, администрация города Рязани (арендодатель) 30.11.2001 заключила с акционерным обществом открытого типа «Рязанская финансово-строительная компания» (арендатор) договор аренды земельного участка № С 170-01, согласно которому арендодатель передал на основании постановлений администрации г. Рязани от 15.11.1999 № 5980, от 21.11.2001 № 4263, а арендатор принял в аренду сроком с 16.11.1999 по 31.12.2001 земельный участок с кадастровым номером 62:29:0070034:45 общей площадью 5 343, 6 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная (Железнодорожный округ), для строительства жилого комплекса в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом.

Договор аренды от  30.11.2001 № С 170-01 зарегистрирован Управлением Росреестра по Рязанской области 29.12.2001, о чем в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись за номером 62-01.29-14.2001-572.

Постановлением администрации от 03.06.2002 № 1880 срок аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070034:45 общей площадью 5 343, 6 кв. м, расположенный по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная (Железнодорожный округ) продлен до 30.09.2002.

Соглашением от 13.09.2002, подписанным между администрацией и акционерным обществом открытого типа «Рязанская финансово-строительная компания», срок действия договора аренды от 30.11.2001 № С 170-01 продлен по 30.09.2002.

Указанное соглашение зарегистрировано управлением 23.09.2002, о чем в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись за номером 62-01/29-364/2002-43.

Распоряжениями администрации от 31.12.2002 № 1682р, № 1683р решено зарегистрировать факт ввода в эксплуатацию законченных строительством жилых домов, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 47, корп. 1, а также г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 47, корп.2

23.04.2003 зарегистрировано право собственности на 2-комнатную квартиру, расположенную по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 47, корп. 1 (собственник Разуваева Н.Е.).

Администрация 03.12.2012 обратилась в Управление Росреестра по Рязанской области с заявлением входящий № 01/431/2012-223 о прекращении аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070034:45, расположенного по адресу: г. Рязань,                                 ул. Высоковольтная, д. 47, корп. 1.

Согласно расписке в получении документов на государственную регистрацию от 03.12.2012 к заявлению приложена доверенность представителя администрации от 10.01.2012 №01-42/1.

Уведомлением от 20.12.2012 № 01/431/2012-223 управление сообщило администрации о приостановлении государственной регистрации прекращения аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070034:45, в связи с непредставлением заявителем документов, подтверждающих расторжение договора аренды от 30.11.2001 № С 170-01 или его прекращения.

Администрация 21.01.2013 обратилась в управление с заявлением о приостановлении государственной регистрации прекращения аренды спорного земельного участка, в связи с дооформлением документов.

Уведомлением от 21.01.2013 № 01/431/2012-223 управление сообщило о приостановлении государственной регистрации прекращения аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070034:45 до 21.04.2013.

Администрация 20.02.2013 обратилась в управление с заявлением  о возобновлении государственной регистрации.

Сообщением от 07.03.2012 № 01/431/2012-223 управление уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации прекращения аренды земельного участка с кадастровым номером 62:29:0070034:45 на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,  в связи с непредставлением администрацией необходимых для регистрации документов.

Полагая, что отказ управления от 07.03.2012 № 01/431/2012-223 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Положениями части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствие с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства  и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав                             (пункт 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ).

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона № 122-ФЗ).

Право заинтересованного лица обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав закреплено пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона № 122-ФЗ.

Перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав содержится в статье 20 Закона № 122-ФЗ. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Так, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав                (абзац 10 пункт 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ).

Как установлено

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2014 по делу n А68-5197/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также