Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А54-1583/2013. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)

14 января 2014 годаДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Староникитская ул., 1, г. Тула, 300041, тел.: (4872)70-24-24, факс (4872)36-20-09

e-mail: [email protected], сайт: http://20aas.arbitr.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

                                              Дело № А54-1583/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 января 2014 года.

           

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., в отсутствие представителей открытого акционерного общества «Рязаньжилстрой» (г. Рязань,        ОГРН 1026200870398), Главного управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Рязанской области, Отделу государственного пожарного надзора Железнодорожного района города Рязани (г. Рязань), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Рязаньжилстрой» на решение Арбитражного суда Рязанской области  от 16.10.2013 по делу № А54-1583/2013, установил следующее.

Открытое акционерное общество «Рязаньжилстрой» (далее –                                       ОАО «Рязаньжилстрой», общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Главному управлению министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последст­вий стихийных бедствий по Рязанской области, Отделу государственного пожар­ного надзора Железнодорожного района города Рязани (далее – управление, админи­стративный орган) об отмене постановления по делу об административном пра­вонарушении от 21.03.2013 №16.

Решением суда от 16.10.2013 заявленные требования частично удовлетворены. Постановление от 21.03.2013 № 16 изменено в части назначения наказания в виде штрафа: обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 150000 руб. В остальной части требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворении заявленных требований, общество подало апелляционную жалобу.

Оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.

Судом установлено, что на основании распоряжения от 28.01.2013 № 20 и согласно сводному плану проведения про­верок на 2013 год, размещенному на сайте Генеральной Прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/), Отделом государственного пожарного надзора Желез­нодорожного района города Рязани в феврале 2013 года проведена проверка ОАО «Рязаньжилстрой» по адресам: г. Рязань, про­езд Завражнова, д. 5, ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова, д. 116 А, на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

          В ходе плановой проверки выявлено, что в помещениях общества по адресам:                 г. Рязань, проезд Завражнова, д. 5, ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова,           д. 116А, им допу­щены нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена ад­министративная ответственность в соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Отделом государственного пожарного надзора Железнодорожного района города Рязани отношении общества 11.03.2013 составлены протокол об административном правонарушении № 23 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных пра­вонарушениях, протокол об административном правонарушении № 24 по призна­кам состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об ад­министративном правонарушении № 25 по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях.

            Отделом 21.03.2013 вынесено постановление № 16 по делу об административном правонарушении, согласно которому ОАО «Рязаньжилстрой» признано виновным в совершении административ­ных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1,3,4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонаруше­ниях, и обществу назначено наказание в виде административного штрафа в раз­мере 160 000 руб.

Полагая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества,                                       ОАО «Рязаньжилстрой» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, снижая при этом размер  штрафа до 150 000 руб., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В силу части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - в виде административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

На основании ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, кото­рые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила по­ведения людей, порядок организации производства и (или) содержания террито­рий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее – ППР № 390).

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и испол­нения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, установлены, кроме того, Нормами по­жарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудова­ния, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и авто­матической пожарной сигнализацией» (далее – НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315, Нормами пожарной безопасности (далее –- НПБ 104-03) «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Как следует из п. 3 ППР № 390 лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соот­ветствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о тре­бованиях пожарной безопасности» пункт 20 ППР № 390.

Согласно пункту 74 ППР № 390 запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования ма­териалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (уста­новки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары.

В соответствии с пунктом 340 ППР № 390 запрещается совместное хранение в одной секции с каучуком или автомобильной резиной каких-либо других мате­риалов и товаров.

Из пунктов 475-478 ППР № 390 следует, что каждый огнетушитель, установ­ленный на объекте, должен иметь паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской.

Запускающее или запорно-пусковое устройство огнетушителя должно быть опломбировано одноразовой пластиковой номерной контрольной пломбой ротор­ного типа.

Опломбирование огнетушителя осуществляется заводом-изготовителем при производстве огнетушителя или специализированными организациями при рег­ламентном техническом обслуживании или перезарядке огнетушителя. Контрольные пломбы с ротором белого цвета используются для опломбиро­вания огнетушителей, произведенных заводом-изготовителем. Контрольные пломбы с ротором желтого цвета используются для опломби­рования огнетушителей после проведения регламентных работ специализированными организациями.

Руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетуши­телей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения ведется в специальном журнале произвольной формы.

Первичные средства пожаротушения должны иметь соответствующие сертификаты.

В общественных зданиях и сооружениях на каждом этаже размещается не менее 2 ручных огнетушителей (пункт 468 ППР № 390).

Огнетушители, отправленные с предприятия на перезарядку, заменяются со­ответствующим количеством заряженных огнетушителей (пункт 471 ППР 390).

На основании подпунктов "в", "д", "з" пункта 42 ППР № 390 запрещает­ся: обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горю­чими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы; использовать временную электропроводку, а также удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других вре­менных работ.

В силу п. 21 ППР № 390 руководитель организации обеспечивает уст­ранение нарушений огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоля­ционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад, а также осуществляет проверку качества огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки (пропитки). Проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности прово­дится не реже 2 раз в год.

Согласно пункту 3 НПБ 110-03 тип автоматической установки тушения, спо­соб тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики определяется организацией-проектировщиком в зависимости от тех­нологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защи­щаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.

Здания и помещения, перечисленные в пунктах 3, 6.1, 7, 9, 10, 13 таблицы 1, пунктах 14 - 19, 26 - 29, 32 - 38 таблицы 3, при применении автоматической по­жарной сигнализации следует оборудовать дымовыми пожарными извещателями.

В свою очередь, пункт 14 НПБ 110-03 устанавливает перечень зданий, со­оружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими ус­тановками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, который представлен в обязательном приложении, при этом помещения заявителя соответ­ствуют этим критериям.

Пунктом 5.1 НПБ 104-03 предусмотрено, что тип системы оповещения и управления эвакуацией для зданий определяется по таблице 2. Допускается ис­пользование более высокого типа системы оповещения и управления эвакуацией для зданий при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.

В соответствии с пунктом 4.1 НПБ 104-03 нормами предусмотрено 5 типов систем оповещения и управления эвакуацией, в зависимости от способа оповеще­ния, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1.

Как следует из материалов дела, административный орган вменяет обществу нарушение требований,  установленных ППР № 390, НПБ 110-03, НПБ 104-03, за что предусмотрена ад­министративная ответственность в соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Ко­декса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

1) по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях:

-   не нанесены белой краской на корпус каждого огнетушителя порядковые номера (по адресам: проезд Завражнова, д. 5, ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова,            д. 116 А),

-   огнетушители, установленные на объекте, не обеспечены паспортами и контрольными пломбами (по адресам: проезд Завражнова, д. 5, ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова, д. 116 А),

-   не ведется учет наличия, периодичность осмотра и сроков перезарядки огнетушителей в специальном журнале (по адресам: проезд Завражнова, д. 5,                                ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова, д. 116 А),

-   не проведено обучение работников пожарно-техническому минимуму (по адресам: проезд Завражного, д. 5, ул. Ленинского Комсомола, д. 145, ул. Стройкова,             д. 116 А),

-   противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строения­ми используется для складирования материалов (по адресам: ул. Ленинского Ком­сомола,                 д. 145, ул. Стройкова, д. 116 А),

-   допущено совместное хранение в одном помещении с

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014 по делу n А09-7826/2013. Оставить без изменения определение первой инстанции: а жалобу - без удовлетворения (ст.272 АПК)  »
Читайте также