Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А54-5028/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

web: www.20aas.arbitr.ru;         e-mail: 20aas@ mail.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Тула                                                                                    Дело №А54-5028/2007-С21

03 июля 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен          03 июля 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего      Стахановой В.Н.,                                                              

судей                                      Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Стахановой В.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер                       20АП-1316/2008) Администрации г. Рязани         

на  решение Арбитражного суда Рязанской области 

от 11 февраля 2008 года по делу №А54-5028/2007 С21 (судья Котлова Л.И.), принятое

по заявлению Администрации г. Рязани

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области,

третьи лица: Рязанская областная Дума, МУ «Дирекция благоустройства города», Рязанский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания», МУП «Ритуал», ООО фирма «Леонардо», ООО «Габбро», ИП Жабинский В.С.

о    признании   недействительными   решения  и   предписания  от  15.10.07   по делу

№103/2007-М

при участии в судебном заседании представителей:       

от заявителя: Горшкова В.А. – зам.начальника отдела (доверенность от 27.12.07 №09-1/73),

от ответчика: Кудинкин Н.Н. – руководитель УФАС по Рязанской области (удостоверение от 27.02.07 №2788),

от третьих лиц:

Рязанский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания»: Матросов Е.Б. – директор филиала (доверенность от 29.04.08 №346), Зурнаджи В.А. – первый зам.руководителя юридического департамента (доверенность от 15.01.08 №194),

Рязанская областная Дума: не явились, извещены надлежащим образом,

МУ «Дирекция благоустройства города»: не явились, извещены надлежащим образом,

МУП «Ритуал»: не явились, извещены надлежащим образом,

ООО фирма «Леонардо»: не явились, извещены надлежащим образом,

ООО «Габбро»: не явились, извещены надлежащим образом,

ИП Жабинский В.С.: не явились, извещены надлежащим образом,

установил:

 

Администрация г. Рязани (далее – Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области (далее – УФАС по Рязанской области, Управление, ответчик) о признании недействительными решения и предписания от 15.10.07 по делу №103/2007-М.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  МУП «Ритуал», ООО фирма «Леонардо», ООО «Габбро», ИП Жабинский В.С., Рязанская областная дума.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.02.07 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с судебным актом, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального  права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Представители третьих лиц - Рязанская областная Дума, МУ «Дирекция благоустройства города», МУП «Ритуал», ООО фирма «Леонардо», ООО «Габбро»,  ИП Жабинский В.С в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями, имеющимися в деле.

Руководствуясь ст.156 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что неявка представителе  указанных третьих лиц не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие указанных представителей.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом,  23 мая 2007 года комиссией Управления по результатам рассмотрения дела № 48/2007М по заявлению Рязанского филиала ЗАО «Военно-мемориальная компания»  принято решение, которым действия Администрации по наделению Муниципального учреждения «Ди­рекция благоустройства города» (специализированная служба по вопросам похоронного дела) исключительными правами на оказание ряда ритуальных услуг: рытье могил, оформление документов, необходимых для захоронения, захоронение и перезахоронение, оформление заказов на захоронение, признаны нару­шающими ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (далее - Закон).

На основании указанного решения Администрации выдано предписание №48/2007-М от 23.05.2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

7 августа 2007 года ЗАО "Военно-мемориальная компания" обрати­лось в Управление с заявлением о том, что названное предписание Администрацией  фактически не исполнено и хозяйствующие субъекты, в том числе и Рязанский филиал ЗАО «Военно-мемориальная компания»  на кладбища города для осуществления захоронений умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц и других граждан не допускаются.

16.08.2007 Управление в целях контроля за исполнением предписания № 48/2007-М от 23.05.2007 письмом от 16.08.2007 № 1051 обратилось в  Администрацию  с просьбой дать официальное разъ­яснение п. 4.3 Положения о погребении и похоронном деле на терри­тории города Рязани, а именно: могут ли указанные в нем услуги оказываться хозяйствующими субъектами, индивидуальными предпринимателями, не имеющими статуса специализированной службы.

Ответ на названный запрос Управлением в установленный срок получен не был.

31.08.2007 Управлением в отношении Администрации возбуждено дело №103/2007-М по признакам нарушения заявителем ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 25 Закона.

По результатам рассмотрения данного дела  Управлением 15.10.2007  принято решение, которым действия Адми­нистрации и Муниципального учреждения «Дирекция благоустрой­ства города», выразившиеся в осуществлении согласованных действий, на­правленных на ограничение доступа на рынок ритуальных услуг хозяйст­вующих субъектов, не имеющих статуса специализированной службы по во­просам похоронного дела, признаны нарушающими ст. 16 Закона.

На основании названного решения Администрации и МУ «Дирекция благоустройства города» выдано предписание № 103/2007-М от 15.10.2007 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для принятия указанных ненормативных правовых актов послужили выводы Управления о том, что Администрацией не предпринято действий, направленных на исполнение подведомственным учреждением принятого ей Положения о погребении и похоронном деле на территории города Рязани.

Кроме того, своими действиями, Администрация способствовала недопущению на рынок ритуальных услуг хозяйствующих субъектов, не имеющих статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела, в результате названные субъекты фактически устранены с рынка ри­туальных услуг, перечисленных в п. 4.3 Положения.

Не согласившись с решением Управления от 15.10.2007  и предписанием № 103/2007-М от 15.10.2007, Администрация обратилась в Арбитражный суд Рязанской области  с заявле­нием о признании их недействительными.

Отказывая в удовлетворении требований Администрации, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25, а также статьей Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 25 названного Федерального закона закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Однако данная норма не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб и что иные юридические лица лишены права заниматься этой деятельностью (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14.03.2008  по делу № А62-3686/07).

В соответствии с п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свобод­ны в заключении договора.

Из толкования указанных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по по­гребению. Ограничения указанного круга лиц не допускается.

Поскольку деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг внесена в Общероссий­ский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введен­ный в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001г. №454-ст, и ее осуществление законодательством не ограничено, то исходя из принципов единства экономического пространства и свободы экономический деятельности, вытекающих из ст. 8 Конституции РФ, названная деятельность должна осуществляться на  конкурентном рынке.

В целях реализации полномочий, предоставленных органам местного самоуправления Федеральным законом от 12.01.1996г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" постановлением главы Администрации от 14.03.2007 № 693 (ред. от 19.12.2007) "О порядке организации похоронного дела и осуществления погребения на территории города Рязани" утверждено Положение о погре­бении и похоронном деле на территории города Рязани (далее  - Положение).

Названным постановлением функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Рязани возложены на муниципальное учреждение «Дирекция благоустройства города» (далее - Учреждение).

В силу п.2.2 Положения все кладбища города Рязани переданы на ба­ланс специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Согласно п.4.1 Положения специализированная служба по вопросам по­хоронного дела на территории города Рязани - хозяйствующий субъект, на которого Постановлением администрации города возложены полномочия специализированной служба по вопросам похоронного дела, деятельность которого направлена на оказание ритуальных услуг в соответствии с требова­ниями ст.ст.9,25 Федерального закона "О погребении и похоронном деле".

Пунктом 4.2 Положения определены виды деятельности, входящие в перечень услуг по погребению, оказываемых на территории города.

В соответствии с  п. 4.3 Положения услуги, перечисленные в п.п.2-6 п.4.2,  осуществляются специализированными службами по во­просам похоронного дела.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в п. 4.1 дано только понятие самой специализированной службы и нормы Положения не устанавливают, что перечисленные в п.п.2-6 п. 4.2 услуги могут оказываться только одной организацией.

Вместе с тем судом установлено, что  в настоящее время на территории города Рязани такие услуги по погребению как оформление документов, необходимых для захоронения; захоронение и перезахоронение; кремация с последующей выдачей урны с прахом; транс­портировка тел (останков) умерших (погибших); изготовление и опайка цин­ковых гробов), осуществляются только одной специализированной службой по во­просам похоронного дела - Муниципальным учреждением "Дирекция благо­устройства города" и доступ иных хозяйствующих субъектов на данный рынок ограничен.

Названное обстоятельство подтверждается письмом Муници­пального учреждения «Дирекция благоустройства города» от 02.10.07 №1225, согласно которому все захоронения на кладбищах города Рязани в период с 01.06.2007 по 01.09.2007 осуществлены Муниципальным учреж­дением «Дирекция благоустройства города»  и письмом Администрации исх. №9-19/4432 от 11.07.2007, направленным в адрес ЗАО "Военно-мемориальная компания", из которого  со ссылкой на Положение, следует, что ритуальные услуги по погребению осуще­ствляются специализированными службами по вопросам похоронного дела и для решения вопроса производства захоронений следует обращаться в спец­службу по вопросам похоронного дела, являющуюся балансодержателем всех кладбищ города Рязани - Муниципальное учре­ждение «Дирекция благоустройства города», на балансе которого находятся все кладбища города.

В соответствии со ст. 16 Закона запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (п.4).

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.

В соответствии со  ст. 120 ГК РФ учреждением является некоммерческая орга­низация, созданная собственником для осуществления управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично учредителем.

В соответствии с Постановлением Администрации города Рязани от 16.04.2003               № 1562 Администрация осуществляет контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, созданных с участи­ем муниципального образования, согласно Структуре объектов муниципаль­ной собственности, в которую также входит Муниципальное учре­ждение «Дирекция благоустройства города».

Согласно п. 1.2 Устава названного учреждения  учредителями Муниципальное учре­ждение «Дирекция

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2008 по делу n А62-159/08. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также