Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу n А68-10443/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

[email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

18 мая 2011 года

Дело №А68-10443/2010

Резолютивная часть постановления объявлена  12 мая 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме    18 мая 2011 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Стахановой В.Н.,

судей                                  Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хавториным Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2089/2011)  администрации муниципального образования Плавский район

на решение Арбитражного суда Тульской области

от 24.03.2011 по делу №А68-10443/2010 (судья Драчен А.В.), принятое

по заявлению  индивидуального предпринимателя Тараненко Петра Яковлевича

к  администрации муниципального образования Плавский район

о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 136 кв.м, кадастровый номер 71:17:030102:355, расположенного примерно в 50 м по направлению на северо-запад от ориентира – жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, ул. Льва Толстого, д. 32,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: индивидуального предпринимателя Тараненко Петра Яковлевича – Сенин А.И., паспорт, доверенность от 01.03.2011 №3;

от ответчика: администрации муниципального образования Плавский район – не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

 

установил:

индивидуальный предприниматель Тараненко Петр Яковлевич (далее – ИП Тараненко П.Я., предприниматель) обратился в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к администрации муниципального образования Плавский район (далее – администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия в установленный срок решения о предоставлении в собственность земельного участка площадью 136 кв.м, кадастровый номер 71:17:030102:355, расположенного примерно в 50 м по направлению на северо-запад от ориентира - жилого дома, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тульская область, Плавский район, г. Плавск, МО г. Плавск, ул. Льва Толстого, д.32  и понуждении направить договор купли-продажи земельного участка.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 24.03.2011 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просят отменить судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Представитель администрации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением, имеющимся в деле, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя ответчика  не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя предпринимателя, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, на основании договора дарения от 04.09.2009 Тараненко П.Я. является собственником объекта права, а именно: кафе, назначение: нежилое, 1-этажный (подземных этажей – 0), общей площадью 74,2 кв.м, инв.№70:238:002:020002310, лит.А, А1, А2, а, а1, а2, расположенного по адресу: Тульская область, г. Плавск, ул.Коммунаров, д.89, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.09.2009 сделана запись регистрации №71-71-17/008/2009-054, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22.09.2009 серии 71-АВ №335667 (л.д.20).

18.11.2010 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 71:17:030102:355, с приложением документов, предусмотренных Перечнем, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 №370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения»  (далее – Перечень документов) (л.д.16).

Письмом от 17.12.2010 №3490 администрация уведомила ИП Тараненко П.Я. об отсутствии оснований для принятия решения о предоставлении указанного земельного участка в собственность и необходимости представить дополнительные документы (л.д.17-18).

Считая бездействие администрации, выразившееся в уклонении от принятия в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка, незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования ИП Тараненко П.Я., суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ для признания незаконными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц требуется совокупность двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса.     

В силу ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 36 названного Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участком имеют граждане и юридически лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Согласно  Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному   Приказом    Минэкономразвития России от 30.10.2007 № 370 (в редакции, действовавшей  в сорный период) (далее - Перечень),  к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Согласно с ч.6 ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Как установлено судом и следует из материалов дела, все документы, предусмотренные данным Перечнем документов, были представлены предпринимателем вместе с заявлением от 18.11.2010.

Однако администрация в своем ответе указала на необходимость дополнительного представления следующих документов: заявления о расторжении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 04.07.2008 №02/108, заключенного с прежним собственником объекта недвижимости, и предоставлении этого участка в собственность; выписки из ЕГРП о правах на объект недвижимости, датированной не позднее, чем за 30 календарных дней до дня представления заявления; кадастрового паспорта земельного участка в четырех экземплярах; копии соглашения о переходе прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 04.07.2008 №02/108; копии договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 04.07.2008 №02/108, не предусмотренных Перечнем документов, чем фактически уклонилась от принятия соответствующего  решения, предусмотренного ч.6 ст.36 ЗК РФ.

Установив, что администрацией МО Плавский район допущено бездействие, противоречащее ст.36 ЗК РФ, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя.

Довод подателя жалобы о необходимости руководствоваться письмом Минэкономразвития России от 02.06.2008 №Д08-1593 при исчисления срока действия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, несостоятелен, поскольку данное письмо носит рекомендательный характер и не имеет законодательной силы, что подтверждается содержащимся в нем указанием на то, что Минэкономразвития России не наделено правом давать разъяснения действующего законодательства Российской Федерации.

Апеллянт также ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что при возникновении сомнений относительно представленных документов администрация не лишена возможности самостоятельно запросить сведения из

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2011 по делу n А23-465/09Б-7-29. Отменить определение первой инстанции полностью или в части, Разрешить вопрос по существу (ст.272 АПК РФ)  »
Читайте также