Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу n А68-9028/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

   

 

 

 

 

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                          

12 мая 2011 года                                                                                     Дело № А68-9028/10

Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 12 мая 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего              Тучковой О.Г., судей                                              Игнашиной Г.Д., Капустиной Л.А.,

по докладу судьи                         Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Корнеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Тульской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов «Тулачермет»

на решение Арбитражного суда Тульской области от 18.03.2011

по делу № А68-9028/10 (судья Елисеева Л.В.), принятое

по заявлению Тульской региональной общественной организации «Общество охотников и рыболовов «Тулачермет»

к Администрации Тульской  области

третье лицо: Комитет Тульской области по охоте и рыболовству

о признании незаконным отказа,

при участии  в судебном заседании:

от заявителя: Кирюхиной М.К. – представителя по доверенности от 07.12.2010, Постникова С.В. – представителя по доверенности от 23.06.2009 №4, Мелехова М.В. – председателя правления (выписка из заседания от 29.04.2010 №1),

от ответчика: Ивченко Л.И. – представителя по доверенности от 11.01.2011 №9,

от третьего лица: Момента А.А. – представителя по доверенности от 17.01.2011,

УСТАНОВИЛ:

Тульская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов «Тулачермет» (далее – ТРОО ООиР «Тулачермет», заявитель, организация) обратилась в суд с заявлением к администрации Тульской области (далее – администрация, ответчик) о признании незаконным отказа в заключении охотхозяйственного соглашения, оформленного письмом от 16.08.2010, о признании заявителя лицом, приобретшим право долгосрочного пользования животным миром, и обязании администрации  заключить с заявителем охотхозяйственное соглашение без  проведения аукциона с предоставлением охотничьих угодий в границах, определенных охотхозяйственным соглашением (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Тульской области от 18.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ТРОО ООиР «Тулачермет» обратилась в апелляционную ин­станцию с жалобой.

   Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

 Как следует из материалов дела, Тульская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов «Тулачермет» создана 15.02.1995, что подтверждается Свидетельством о регистрации общественного объединения от 04.06.1999 № 364.

ТРОО ООиР «Тулачермет» выдана долгосрочная лицензия серия XX  № 3885 на пользование объектами животного мира. Срок действия лицензии с 29.04.2002 по 01.03.2010.

В связи с истечением установленного срока пользования объектами животного мира (01.03.2010), Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству издан приказ от 01.03.2010 № 22 «Об аннулировании долгосрочной лицензии», согласно которому выданная ТРО ОООиР «Тулачермет» долгосрочная лицензия аннулирована с 02.03.2010.

В адрес ТРОО ООиР «Тулачермет» было направлено письмо от 01.03.2010                   № 45-01-15/98 с указанием  сдать в  срок до 05.03.2010 долгосрочную лицензию серии XX   № 3885 на пользование объектами животного мира в Комитет Тульской области по охоте и рыболовству.

ТРОО ООиР «Тулачермет» 26.07.2010 обратилась в администрацию Тульской области с просьбой в 3-х месячный срок заключить охотхозяйственное соглашение с ТРОО ООиР «Тулачермет» в отношении охотничьих угодий, закрепленных за заявителем в соответствии с договором от 29.03.2002.

Письмом от 16.08.2010 администрация Тульской области отказа заявителю в заключении охотхозяйственного соглашения.

Считая данный отказ незаконным и необоснованным, организация обратилась в суд с заявлением.

 Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Таким образом, для признания незаконными решений, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данными решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности.

Правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с осуществлением видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), который вступил в действие с 01.04.2010.

В соответствии со ст.27 Закона №209-ФЗ предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.

Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (ч.1 ст. 71 Закона N 209-ФЗ). При этом согласно ч.2 ст.71 Закона N 209-ФЗ долгосрочные лицензии, указанные в части 1 данной статьи, не подлежат продлению.

В силу ч.3 ст.71 Закона №209-ФЗ юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу данного Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в ч. 3 данной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 71 Закона N 209-ФЗ).

Исходя из вышеназванного следует, что законодатель, предоставляя право владельцам долгосрочных лицензий на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, предусмотрел и ряд обязательных условий. К такого рода условиям относится, в частности, наличие  полученных и действующих на момент обращения долгосрочных лицензий.

Из материалов дела следует, что на момент вступления в законную силу Закона №209-ФЗ (01.04.2010), предоставляющего право юридическим лицам на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, действие долгосрочной лицензии, выданной заявителю, прекращено 01.03.2010. Новой лицензии не выдано.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, является правомерным.

Довод апелляционной жалобы о том, что право на заключение охотхозяйственного соглашения не утрачено заявителем ввиду неправомерных действий администрации, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Из материалов дела следует, что во исполнение решения Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2010 по делу №А68-275/10 администрация передала заявку общества на рассмотрение по существу в Комитет Тульской области по охоте и рыболовству.

В результате рассмотрения данной заявки Комитетом Тульской области по охоте и рыболовству дано отрицательное заключение о возможности выдачи обществу долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира.

Данное заключение или бездействие администрации по выдаче обществу долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира, заявителем в установленном порядке не обжаловались, доказательств обратного не представлено.

Ссылаясь на постановление  Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 №9667/10,          ТРОО ООиР «Тулачермет» в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции формально подошел к рассмотрению заявленных ею требований, поскольку не исследовал вопрос о том, имеет ли организация право на получение долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира.

Апелляционная инстанция, рассмотрев данный вопрос, отмечает следующее.

  Согласно ст.33 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон о животном мире) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии.

          Статьей 60 нового Закона №209-ФЗ, принятого 24.07.2009, внесены изменения в Закон о животном мире. Согласно данным изменениям ст.33 Закона о животном мире изложена в следующей редакции - объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным настоящим Федеральным законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.

При этом в силу ст.27 Закона №209-ФЗ предоставление объектов животного мира в пользование осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных по результатам проведения аукционов.

ТРОО ООиР «Тулачермет» в апелляционной жалобе указывает, что новый Закон №209-ФЗ вступил в законную силу только 01.04.2010, а поскольку организация обратилась за выдачей долгосрочной лицензии 24.11.2009, то орган исполнительной власти обязан был выдать новую лицензию.

Действительно, Закон №209-ФЗ вступил в законную силу с 01.04.2010, однако принят данный нормативный правовой акт 24.07.2009.

Вместе с тем статья 71 Закона №209-ФЗ содержит заключительные положения, регулирующие отношения по пользованию объектами животного мира в переходный период.

Поскольку долгосрочные лицензии на пользование животным миром выдавались уполномоченными органами на длительный срок (годы), законодатель намеренно отсрочил вступление в законную силу Закона №209-ФЗ до 01.04.2010, предоставив органам исполнительной власти возможность в переходный период учитывать нормы нового закона при осуществлении полномочий по реализации прав заинтересованных лиц на пользование объектами животного мира.

Так, в соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.71 Закона №209-ФЗ, право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом долгосрочные лицензии, указанные в ч. 1 ст.71, не подлежат продлению.

При рассмотрении заявления ТРОО ООиР «Тулачермет» о пересмотре в порядке надзора  решения Арбитражного суда Тульской области от 19.02.2010 по делу            №А68-275/10, постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.08.2010 по тому же делу, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в определении от 28.10.2010 №ВАС-14609/10 установил, что заявка на продление долгосрочной лицензии подана организацией после принятия Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ, которым внесены изменения в Закон о животном мире, из которых следует, что вместо лицензий выдаются разрешения на право пользования объектами животного мира. В силу переходных положений этого Федерального закона ранее выданные долгосрочные лицензии сохраняют силу до окончания указанного в них срока и продлению не подлежат. Таким образом, в настоящее время вопросы, касающиеся права пользования объектами животного мира, подлежат разрешению с учетом указанных выше законов и нормативно-правовых актов.

В силу ч.2 ст.69 АПК РФ обстоятельства, установленные  определением ВАС РФ от 28.10.2010 №ВАС-14609/10, имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего спора.

На основании изложенного, у ТРОО ООиР «Тулачермет» отсутствовали законные основания для получения долгосрочной лицензии, так как Закон №209-ФЗ принят 24.07.2009, а с заявкой на оформление долгосрочной лицензии организация обратилась только 24.11.2009. Следовательно, переоформление долгосрочной лицензии после принятия  Закон №209-ФЗ противоречит положениям нового закона, что является недопустимым.

Таким образом, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ не вправе был выдать заявителю долгосрочную лицензию, поскольку она выдается на длительный срок, а с учетом тех обстоятельств, что долгосрочная лицензия ТРОО ООиР «Тулачермет» заканчивала свое действие 01.03.2010 и положений ст.71 Закона №209-ФЗ, данная лицензия не подлежала продлению или переоформлению.

В апелляционной жалобе общество также ссылается на то обстоятельство, что отношения в области охоты (заключение охотхозяйственных соглашений)

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу n А23-189/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также