Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2008 по делу n А54-276/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияА54-276/07
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула Дело №А54-276/2007-С309 января 2008 годаРезолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2007 года Постановление в полном объеме изготовлено 09 января 2008 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:председательствующего Тиминской О.А. судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н. по докладу судьи Тиминской О.А.рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный №20АП-1686/2007) Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.2007г. по делу №А54-276/2007-С3 (судья Н.Ф.Савина) по заявлению ОАО «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» к МИФНС России №7 по Рязанской области о признании недействительным решения №5 от 15.12.2006г. при участии: от заявителя: Фионкин И.М. зам. гл. бух. (дов. №171 от 29.09.2006г. пост.); Карташов Н.В. представитель (дов. №200 от 17.10.2006г. пост.), от ответчика: Болдова Т.В. нач. отд. (дов. №03-08/1551 от 20.02.2007г. пост.), Никульникова Т.В. спец. (дов. №03-08/1 от 10.01.2007г. пост.) УСТАНОВИЛ: Открытое акционерное общество «Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии» (далее ОАО «ОГК-6», Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №7 по Рязанской области (далее Инспекция, налоговый орган) №2 от 15.12.2006г. в части доначисления налога на прибыль в размере 26822582руб. Решением суда от 26.03.2007г. по делу №А54-276/2007-С3 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился в апелляционную инстанцию с жалобой. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим. Судом установлено, что 19.09.2006г. правопредшественник ОАО «ОГК-6» - ОАО «Рязанская ГРЭС» направило в адрес МИФНС России №7 по Рязанской области уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 6 месяцев 2006 года в связи перерасчетом в сторону уменьшения доходов от реализации на сумму 111760759руб. и подлежащего к уплате налога на прибыль на сумму 26822582руб. за указанный период. По результатам камеральной проверки декларации налоговым органом принято решение №2 от 15.12.2006г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен налог на прибыль в размере 26822582руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Основанием для указанного доначисления послужил вывод Инспекции о том, что поставщик электроэнергии должен рассчитывать налоговую базу по налогу на прибыль по тарифу поставщика. Полагая, что ненормативный правовой акт налогового органа нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался Федеральным законом №41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», согласно которому Федеральный общероссийский оптовый рынок электрической энергии мощности (ФОРЭМ) является сферой купли-продажи электрической энергии (мощности), осуществляемой его субъектами в пределах Единой энергетической системы России. ОАО «Рязанская ГРЭС» в проверяемый период осуществляло производство и реализацию электроэнергии и являлось субъектом ФОРЭМ. Тарифы на электрическую энергию (мощность) и размер платы за услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставляемую электрическую энергию (размер платы за услуги) устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, утверждается Правительством РФ. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ №793 от 12.07.1996г. утвержден Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются ФЭК РФ. Согласно вышеуказанному Перечню к субъектам федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются ФЭК РФ относятся, как ОАО «Рязанская ГРЭС», так и энергоснабжающие организации, которые являлись покупателями электрической энергии (мощности), поставляемой - ОАО «Рязанская ГРЭС» на ФОРЭМ в 2004г. В соответствии со ст.5 Федерального закона №41-ФЗ к полномочиям Федеральной энергетической комиссии относится установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Расчеты за электрическую энергию производятся по установленным регулируемым тарифам, при этом законодательство обязывает поставщика реализовать электроэнергию по цене не превышающей государственно регулируемую цену, установленную для соответствующей группы потребителей. Согласно п.41 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. №109 оплата покупателем электрической энергии (мощности) осуществляется по ценам на электрическую энергию (с учетом мощности), определяемым исходя из установленных двухставочных тарифов на электрическую энергию и мощность и объемов потребляемой этим покупателем электрической энергии (мощности), утверждаемых в сводном балансе. В силу технологических особенностей Единой энергетической системы России (далее ЕЭС России) между Поставщиками и Покупателями отсутствуют прямые линии электропередач (присоединенная сеть). Поставщики поставляют электроэнергию не конкретному потребителю, а в сеть ЕЭС России. Соответственно, покупатели получают эту энергию не от определенного поставщика, а непосредственно из сетей ЕЭС России. В этой связи Поставщики электроэнергии самостоятельно могут определить только количество переданной в сети ЕЭС электроэнергии, а Покупатели - количество электроэнергии принятой из сетей ЕЭС на основании данных приборов учета. При этом определить каким Покупателям, в каком объеме и на какую стоимость была передана поставленная в сети ЕЭС электроэнергия Поставщики не могут. Необходимость попарного распределения финансовых обязательств между Поставщиками и Покупателями привела, как одно из условий, к созданию на оптовом рынке организации, осуществляющей формирование схем платежей - Оператора рынка. Инфраструктурными организациями, оказывающими участникам оптового рынка электроэнергии комплексную услугу, являются НП «АТС» и его дочернее общество ЗАО «ЦФР». НП «АТС», руководствуясь нормами действующего законодательства и положениями договора о присоединении, рассчитывает стоимость электроэнергии поставленной/потребленной с оптового рынка соответственно каждым поставщиком и покупателем и направляет результаты указанных расчетов в ЗАО «ЦФР». На основании полученных от НП «АТС» информации о стоимости электроэнергии ЗАО «ЦФР» осуществляет прикрепление поставщиков и покупателей по сформированной им фактической схеме платежей. А именно, ЗАО «ЦФР» ежемесячно направляет каждому поставщику электроэнергии счета-извещения, в которых указывается стоимость электроэнергии, поставленной им на оптовый рынок, распределенной по конкретным покупателям. В адрес каждого покупателя ежемесячно направляется счет-требование, в котором определена подлежащая им уплате сумма за полученную с рынка электроэнергию с разбивкой по конкретным поставщикам. На основании счетов-извещений поставщики электроэнергии выставляют покупателям счета-фактуры. При формировании такой схемы платежей Оператор исходит из общей стоимости поставленной/полученной всеми субъектами ОРЭ, находящимися на территориально неценовой зоне, электроэнергии и мощности. Прикрепление осуществляется посредством проведения расчетов с учетом минимизации кредиторско-дебиторской задолженности и корректировок, при помощи программно-аппаратного комплекса, сформированного по группам точек поставки участников оптового рынка с учетом заключенных договоров. Расчеты между субъектами ФОРЭМ осуществляются на основании стоимостных балансов, формируемых Оператором торговой системы. В соответствии с п.2 Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ, утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000г. №4/6 (далее - Инструкция), стоимостным балансом ФОРЭМ является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, выведенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток оптового рынка). При этом пунктом 3 Инструкции предусмотрено, что: - при превышении стоимости поставки электроэнергии (мощности) на оптовый рынок над стоимостью поставки электроэнергии (мощности) с оптового рынка стоимостный баланс считается отрицательным (дефицитным); - при превышении стоимости поставки электроэнергии с оптового рынка над стоимостью поставки электроэнергии на оптовый рынок стоимостный баланс признается положительным (бездефицитным). В п.5 Инструкции закреплено, что ФСТ России устанавливает тарифы на электроэнергию (мощность), поставленную с оптового рынка, исходя из принципа обеспечения бездефицитности стоимостного баланса оптового рынка. Вследствие тарифной политики ФТС России поставщики поставляли электроэнергию на оптовый рынок по более высоким ценам, чем те, по которым покупатели приобретали данную электроэнергию с оптового рынка, в связи с чем сложилась ситуация, при которой часть электроэнергии, поставляемой на рынок, не может быть оплачена, т.к. ее стоимость невозможно распределить между покупателями. Кроме того, в соответствии с п.41 Основ ценообразования и по условиям заключаемых договоров купли-продажи электроэнергии (мощности) покупатели принимают на себя обязательства по оплате приобретенной электроэнергии (мощности) по тарифу, установленному ФСТ России для конкретных покупателей-участников регулируемого сектора ФОРЭМ, и не несут каких-либо дополнительных обязательств по возмещению поставщикам электроэнергии (мощности) возникающего стоимостного небаланса в рамках заключенных между ними договоров купли-продажи электроэнергии (мощности). Тарифный небаланс распределяется Оператором исходя из общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, направление на обеспечение недискриминационных условий для осуществления деятельности и закреплены в ст.6 Федерального закона №35-ФЗ от 26.03.2003г. «Об электроэнергетике», ст.5 Закона РСФСР №498-1-ФЗ от 22.03.1991г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В целях недопущения ущемления прав одних поставщиков в сравнении с другими Приказами ОАО РАО ЕЭС России от 26.05.2004г. №274 и НП «АТС» от 24.09.2004г. №71 предусмотрено, что на каждого поставщика приходится определенная часть неоплаченной стоимости электроэнергии прямо пропорционально стоимости поставленной им на рынок электроэнергии. Тарифный небаланс, так называемый «небаланс ФОРЭМ», доводится до сведения поставщиков Оператором торговой системы в направляемых счетах-извещениях с выделением отдельной строкой. Учитывая изложенное, выручка от продажи электроэнергии (мощности) организациями-поставщиками на ФОРЭМ должна признаваться для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем электроэнергии с ФОРЭМ и исчисленной в соответствии с условиями заключенных договоров установленных предельных тарифов (цен)». Данная позиция подтверждается и Письмами Министерства финансов РФ №16-00-14/69 от 25.02.2003г., №07-05-06/182 от 27.05.2005г., №03-03-02/273 от 10.11.2006г. В рассматриваемом случае ОАО «Рязанская ГРЭС» ежемесячно определяло выручку от реализации электроэнергии на ФОРЭМ на основании полученных счетов-извещений от системного оператора на федеральном оптовом рынке электроэнергии - ЗАО «ЦДР ФОРЭМ». Стоимость поставки электроэнергии в счетах-извещениях, а также в бухгалтерском и налоговом учете ОАО «Рязанская ГРЭС», рассчитывалась исходя из предельно максимального, установленного ФЭК РФ/ФСТ РФ тарифа для ОАО «Рязанская ГРЭС», как для поставщика, и общего объема поставленной электроэнергии. Кроме распределенной между потребителями стоимости поставленной электроэнергии, в счетах-извещениях отражается возникающая сумма недоплаты (переплаты) по тарифам и балансу ФЭК РФ/ФСТ РФ. Недоплата (переплата) исчисляется как разница между объемом поставки, рассчитанная исходя из предельно максимальных тарифов ФЭК РФ/ФСТ РФ для ОАО «Рязанская ГРЭС», и объемом поставки, рассчитанной и распределенной между потребителями системным оператором ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» за отчетный период. Недоплата по тарифам и балансу ФЭК РФ/ФСТ РФ (небаланс ФОРЭМ) может принимать как отрицательную, так и положительную величину. В случае недоплаты по стоимости поставки, стоимость недоплаты за каждый расчетный период регулирования отражалась в учете ОАО «Рязанская ГРЭС» в составе выручки от реализации (бухгалтерский счет 90 «Продажи») и дебиторской задолженности (бухгалтерский счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»), а также в налоговом учете по налогу на прибыль в составе доходов от реализации. Между тем, как объект бухгалтерского учета сумма недоплаты по тарифам ФЭК РФ/ФСТ РФ не соответствует критериям дохода, определенным в п.12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2008 по делу n А54-3431/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|