Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу n А09-9511/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

[email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

04 мая 2011 года

Дело №А09-9511/2010

Резолютивная часть постановления объявлена    28 апреля 2011 года

Постановление изготовлено в полном объеме      04 мая 2011 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Стахановой В.Н.,

судей                                  Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хавториным Р.М.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-1869/2011)  Управления имущественных отношений Брянской области

на решение Арбитражного суда Брянской области

от 17.03.2011 по делу №А09-9511/2010 (судья Черняков А.А.), принятое

по заявлению  Управления имущественных отношений Брянской области

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области,

третьи лица: индивидуальный предприниматель Ященков Александр Николаевич, индивидуальный предприниматель Ященков Николай Николаевич,

о признании недействительным решения от 13.12.2010 №219,

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: Управления имущественных отношений Брянской области – Афанасенков Е.В., паспорт, доверенность от 09.12.2010 №01-14367;

от ответчика: Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области – не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;

от третьих лиц: индивидуального предпринимателя Ященкова Александра Николаевича – Ященков А.Н., паспорт, свидетельство серии 32 №001409522; индивидуального предпринимателя Ященкова Николая Николаевича - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

Управление имущественных отношений Брянской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (далее – УФАС по Брянской области) о признании недействительным решения от 13.12.2010 №219 (с учетом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Считая указанное решение незаконным, Управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Часть 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) предусматривает, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Представители УФАС по Брянской области, ИП Ященкова Н.Н. в судебное заседание не явились, о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания извещены путем направления копии судебного акта. УФАС по Брянской области направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.

Кроме того, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальных сайтах Двадцатого арбитражного апелляционного суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  в сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение арбитражным судом на официальных сайтах в сети Интернет указанных сведений, включая дату их размещения, приобщены к материалам настоящего дела.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что названные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Руководствуясь ст. 156 АПК РФ, суд апелляционной инстанции  пришел к выводу, что неявка представителей УФАС по Брянской области, ИП Ященкова Н.Н. не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, выслушав пояснения представителя Управления ИП Ященкова А.Н., изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзывах на нее, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 14.09.2010 в адрес УФАС по Брянской области поступила жалоба ИП Ященкова А.Н. и ИП Ященкова Н.Н. на действия Управления по созданию искусственных препятствий для получения земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Речная, д.99, для размещения профилактория.

По результатам  названной жалобы УФАС по Брянской области установило, что 20.08.2007 ИП Ященковым А.Н., ИП Ященковым Н.Н., ИП Тарасовым С.В. в Управление имущественных отношений Брянской области направлено письмо с просьбой предоставить в аренду для размещения профилактория земельный участок, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Речная, 99.

На основании приказа начальника Управления от 28.05.2008 №2027 на аукцион выставлено право на заключение договора аренды земельного участка для строительства профилактория, площадью 4 723 кв.м, кадастровый номер 32:28:022701:139, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Речная, д.99, с установлением начального размера годовой арендной платы – 2 000 000 руб. (л.д.30-31).

При этом согласно отчету ООО «Ко-Инвест Брянск» от 08.04.2008                      №32-22335729-08-080 начальный рыночный размер годовой арендной платы земельного участка, площадью 4 723 кв.м, расположенного по адресу: г. Брянск,              ул. Речная, 99, для размещения профилактория, на дату оценки составляет                   227 000 руб. (л.д.97-105).

Для участия в торгах поданы заявки ООО «АН-Строй», Масловым С.В., Трошиным Р.Е., ООО «Комфорт-Сервис» (л.д.42-49).

Победителем торгов признано ООО «АН-Строй», с которым 28.07.2008 заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, №43775 (л.д.58-62). Размер годовой арендной платы составил                   2 100 000 руб. Спорный земельный участок предоставлен в аренду для строительства профилактория.

Письмом от 13.05.2009 №34-4910 Управление имущественных отношений Брянской области проинформировало Управление развития территорий города Брянска о невозможности освоения спорного земельного участка, так как вид разрешенного использования не соответствовал Правилам землепользования и застройки территории муниципального образования г. Брянск, а также о необходимости внесения изменений в Правила землепользования и застройки территории муниципального образования города Брянска в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Речная, 99 (л.д.29).

В этой связи стороны заключили соглашение от 17.07.2009, в силу которого договор аренды от 28.07.2008 №43775 земельного участка, находящегося в государственной собственности, был расторгнут (л.д.27).

Право на заключение договора аренды спорного земельного участка для строительства профилактория на основании приказа Управления от 01.04.2010 №614 повторно выставлено на аукцион, о чем в «Земельной газете» от 09.04.2010 №13 опубликовано извещение (л.д.64). Начальный размер годовой арендной платы составил 1 000 000 руб.

Согласно отчету независимого оценщика ООО «Ко-Инвест Брянск» от 08.02.2010 №32-22335729-10-025 начальный рыночный размер годовой арендной платы земельного участка, площадью 4 723 кв.м, расположенного по адресу:                     г. Брянск, ул. Речная, 99, для размещения профилактория, на дату оценки составил 444 000 руб. (л.д.107-109).

Согласно протоколу от 18.05.2010 №21А/10 указанный аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок.

Приказом Управления от 12.07.2010 №1859 право на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Речная, 99, под строительство профилактория выставлено на аукцион в третий раз с начальным размером годовой арендной платы – 1 500 000 руб.

Усмотрев в действиях Управления нарушение требований ч.1 ст.15, ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), выразившееся в несоблюдении требований земельного законодательства при установлении начального размера годовой арендной платы при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка для строительства профилактория, УФАС по Брянской области вынесло решение от 13.12.2010 №7493 по делу №219 (л.д.17-20).

В тот же день Управлению выдано предписание №7494 о прекращении выявленных нарушений (л.д.15-16).

Считая, что указанное решение не соответствует закону, нарушает права и законные интересы Управления, создает препятствия при выполнении возложенных на него функций, Управление имущественных отношений Брянской области обратилось в суд с настоящим заявлением.

Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований Управления, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

В силу ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействия) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 38 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с пп.1 п.4 ст.30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка выступает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В качестве организатора торгов (конкурсов, аукционов) выступает собственник или действующая на основании договора с ним специализированная организация. Собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.

Порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

Во исполнение указанного положения постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 №808 утверждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков (далее - Правила).

В соответствии с пп. "в " п. 2 Правил орган местного самоуправления или исполнительный орган государственной власти, уполномоченные на предоставление соответствующих земельных участков, определяют на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, а также размер задатка.

Продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (ст.38.1 ЗК РФ).

Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон от 29.07.1998 №135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Рыночная стоимость объекта оценки - наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В силу ст.8 Закона от 29.07.1998 №135-ФЗ проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно отчетам независимого оценщика ООО «Ко-Инвест Брянск» от 08.04.2008                                     №32-22335729-08-080, от 08.02.2010 №32-22335729-10-025 начальный рыночный размер годовой арендной платы спорного земельного участка определен в размере 227 000 руб. и 444 000 руб. соответственно.

При этом указанные

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2011 по делу n А09-678/2011. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также