Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А09-7039/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Тула

21 марта 2011 года

Дело № А09-7039/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 марта 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего  Байрамовой Н.Ю.,

судей                                Каструба М.В., Можеевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовой Ю.А.,

при участии в судебном заседании:

от истца:

Тимашковой Е.Н. – представителя по доверенности от 15.06.2010;

от ответчика:

от третьего лица:

Романова Б.С. – представителя по доверенности от 11.01.2011;

Ковалишина С.Н. – представителя по доверенности от 13.09.2011; Пыкина С.В. – представителя по доверенности от 12.01.2011,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального образования «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 24 декабря 2010 года по делу                   № А09-7039/2010 (судья Терешин А.В.),

 

 

 

установил:

открытое акционерное общество «Брянские коммунальные системы» (далее - ОАО «Брянские коммунальные системы») обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к муниципальному образованию «Город Брянск» (далее - МО «Город Брянск») в лице Финансового управления Брянской городской администрации  при участии третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации о взыскании 50 000 руб. убытков за поставку тепловой энергии (отопления) в жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Унечская, д. 97.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил ходатайство об увеличении исковых требований до 288 646 руб. 52 коп. Судом данное ходатайство удовлетворено.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 24.12.2010 исковые требования ОАО «Брянские коммунальные системы» удовлетворены частично. С МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации в пользу ОАО «Брянские коммунальные системы» взыскано 82 571 руб. 33 коп.  убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований ОАО «Брянские коммунальные системы» к МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 24.12.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы обращает внимание на то, что главным распорядителем средств городского бюджета по расходам, связанным с возмещением убытков, затрат, разницы в ценах (в тарифах), является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации. Считает, что истцом не представлены доказательства противоправности действий (бездействия) органа местного самоуправления, его вины, размера причиненных убытков, а также причинно-следственной связи между действиями органа местного самоуправления и причиненным вредом. Отмечает, что недоказанность одного из указанных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Указывает на допущенные ОАО «Брянские коммунальные системы» ошибки при расчете межтарифной разницы, которые повлияли на ее величину: использование при расчете межтарифной разницы коэффициента общей площади дома, а не полезной площади квартир; по итогам года не были рассчитаны количество потребленной энергии и сумма за него.

Не согласившись с решением суда от 24.12.2010, ссылаясь на его необоснованность и нарушение норм материального права, МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации также обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда от 24.12.2010 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Заявитель жалобы указывает на допущенные ОАО «Брянские коммунальные системы» ошибки при расчете межтарифной разницы, которые повлияли на ее величину: использование при расчете межтарифной разницы коэффициента общей площади дома, а не полезной площади квартир; по итогам года не были рассчитаны количество потребленной энергии и сумма за него. Отмечает, что по причине опоздания представителей ответчика и третьего лица в судебное заседание они не имели возможности представить свои доказательства (контррасчет) в опровержение позиции истца. Считает, что доказательства противоправного деяния МО «Город Брянск» отсутствуют. Указывает на то, что МО «Город Брянск» приняло все меры и обеспечило возмещение экономически обоснованных тарифов, утвердив постановлением Брянской городской администрации                 № 144-п от 12.02.2008 Порядок предоставления за счет городского бюджета субсидий предприятиям и организациям, оказывающим услуги и выполняющим работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обращает внимание на требования пункта 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми надлежащим ответчиком по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления, является главный распорядитель средств бюджета муниципального образования.

ОАО «Брянские коммунальные системы» направило в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционные жалобы, в которых не согласилось с доводами заявителей. Указало, что в результате разницы между тарифом, утвержденным Комитетом государственного регулирования тарифов Брянской области, и тарифами для населения, установленными органами местного самоуправления, у истца возникли убытки в виде неполученных расходов. Руководствуясь статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратило внимание на необходимость привлечения к гражданско-правовой ответственности МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации в связи с неисполнением последним принятых на себя обязательств по возмещению межтарифной разницы.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика изложил доводы своей апелляционной жалобы, поддержал их в полном объеме. Просил обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Поддержал позицию Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации, изложенную в апелляционной жалобе последнего.

В настоящем судебном заседании представители третьего лица изложили доводы своей апелляционной жалобы, поддержали их в полном объеме. Просили обжалуемое решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Поддержали позицию МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации, изложенную в апелляционной жалобе последнего.

В настоящем судебном заседании представитель истца возражала против доводов апелляционной жалобы. Просила обжалуемое решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 24.12.2010 подлежит отмене ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, в период с января 2009 года по декабрь 2009 года ОАО «Брянские коммунальные системы производило поставку тепловой энергии (отопление) в жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Унечская, д. 97.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за теплоснабжение, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 (далее – Правила № 307).

Тарифы на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения города Брянска установлены Брянской городской администрацией в постановлениях № 1456 от 30.12.2008 и № 1159-п от 21.07.2009.

В 2009 году размер платы за отопление составил 14,19 руб. при экономически обоснованном тарифе 16 руб.18 коп.

Поскольку население производило оплату не по экономически обоснованным тарифам, возмещающим затраты энергоснабжающей организации, то сумма в размере 288 646 руб. 52 коп., по мнению истца, является межтарифной разницей за период с января по декабрь 2009 года включительно.

Поскольку МО «Город Брянск» в лице Финансового управления Брянской городской администрации свои обязательства по возмещению межтарифной разницы оплаты за период с января по декабрь 2009 года не исполнило, истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика убытков за поставку тепловой энергии (отопления) в жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Унечская, д. 97.

Рассмотрев заявленные требования, суд области, руководствуясь статьями 12, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», Правил № 307, Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 109 от 26.02.2004, пришел к выводу об их обоснованности в сумме 82 571 руб. 33 коп. и удовлетворил их в данной части.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данной позицией суда области.

Как следует из материалов дела, спорные правоотношения  возникли в сфере расчетов оплаты коммунальных услуг и являются предметом регулирования жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 8 Правил № 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В силу пункта 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

По смыслу пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» правом на возмещение убытков, образовавшихся из-за неисполнения публично-правовым образованием своей обязанности по возмещению разницы в тарифах на коммунальные услуги, обладает поставщик коммунальных услуг.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статья 16 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В обоснование требования о взыскании убытков за поставку тепловой энергии (отопления) в жилой дом, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Унечская, д. 97, ОАО «Брянские коммунальные системы» в материалы дела представило следующие документы:

- копию постановления Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области № 17/2-1т от 26.12.2008, устанавливающего с 01.01.2009 тариф на тепловую энергию, вырабатываемую котельными ОАО «Брянские коммунальные системы» в размере 1 123 руб. 60 коп. за Гкал (л.д. 22);

- копию постановления Брянской городской администрации № 1151-п от 17.07.2009, устанавливающего нормативы потребления коммунальных услуг по городу Брянску с 01.08.2009 (л.д. 23-26);

- копию постановления Брянской городской администрации № 1159-п от 21.07.2009, устанавливающего тарифы на услуги отопления для населения, проживающего в жилых домах, с 01.08.2009 (л.д. 27-32);

- копию постановления Брянской городской администрации № 1456-п от 30.12.2008, устанавливающего тарифы на услуги отопления и горячего

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2011 по делу n А62-4746/2010. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также