Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу n А09-6799/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

16 марта 2011 года

Дело № А09-6799/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего                                             Дайнеко М.М.,

судей                                                                           Токаревой М.В.,

                           Волковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

                                                                                     Прониной О.М.,

с участием в судебном заседании:

от истца (ИП Корхов В.В.):

не явился, извещен;

от ответчиков (администрация города Клинцы Брянской области):

(Комитет по управлению имуществом г. Клинцы):

не явился, извещен;

не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корхова Виктора Владимировича на решение Арбитражного суда Брянской области от 06 декабря 2010 года по делу № А09-6799/2010 (судья Азаров Д.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Корхова Виктора Владимировича к администрации г. Клинцы, комитету по управлению имуществом г. Клинцы о понуждении к заключению договора,

установил:

индивидуальный предприниматель Корхов Виктор Владимирович (далее – ИП Корхов В.В., истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к администрации г. Клинцы Брянской области (далее – администрация, ответчик) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка по ставке 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Определением Арбитражного суда Брянской области от 16 ноября 2010 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен комитет по управлению имуществом города Клинцы.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 06 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований ИП Корхова В.В. к администрации г.Клинцы отказано. Исковые требования ИП Корхова В.В. к комитету по управлению имуществом г.Клинцы оставлены без рассмотрения.

Не согласившись с указанным определением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Настаивает на том, что истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку оферта с предложением о заключении договора купли-продажи была направлена ответчику заказным письмом от 09.06.2010. В подтверждение факта направления ответчику указанной корреспонденции истец представил копии почтовой квитанции, описи вложения и почтового конверта, заявив ходатайство о приобщении их к материалам дела.

Ответчик - администрация г.Клинцы Брянской области - представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 01.03.2011 был объявлен перерыв.

После перерыва участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились, представителей не направили.

Поступившее от ответчика - комитета по управлению имуществом города Клинцы ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие судом удовлетворено.

Апелляционная жалоба на основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке и пределах, установленных ст.ст. 265, 268 АПК РФ.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 25.10.2005 (л.д. 16-25) ИП Корхов В.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 23148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, с адресными ориентирами: Брянская область, г. Клинцы, ул. Богунского полка, 71.

31.07.2006 между комитетом по управлению муниципальным  имуществом г.Клинцы (арендодатель) и Корховым В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №1191 (л.д. 11-13).

В соответствии с условиями совершенной сделки арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 32:30:01: 04 02:0069, расположенный по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского Полка, д.71, площадью 23 148 кв. м, под нежилым помещением, для организации баз и складов. 

В пункте 2.1 договора стороны определили срок его действия – 49 лет.

Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 31.07.2006 (л.д. 14).

Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.10.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, о чем свидетельствует соответствующая отметка регистрирующего органа на последнем листе договора.

Ссылаясь на наличие преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, арендатор направил главе г.Клинцы, главе администрации г.Клинцы и комитету по управлению имуществом г.Клинцы письменное уведомление №51 от 09.06.2010 о своем  намерении получить в собственность на возмездной основе арендованный им земельный участок по выкупной цене в размере 169 559 руб. 10 коп. – 2,5 % от кадастровой стоимости (л.д. 36). 

Письмами от 14.07.2010 и от 20.07.2010, направленными ИП Корхову В.В., Клинцовская городская администрация сообщила о возможности передачи ему земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Богунского полка, 71, по цене, равной десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка (л.д. 37-38).

Отказ ответчика в передаче земельного участка в собственность истцу послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. 

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Клинцы не наделена полномочиями заключать договоры купли-продажи объектов недвижимости и является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию. Одновременно суд области оставил без рассмотрения исковые требования к комитету по управлению имуществом г.Клинцы, указав на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.

Такую позицию судебная коллегия находит ошибочной в силу следующего.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при уклонении стороны, для которой в соответствии с указанными условиями заключение договора обязательно, другая сторона вправе  обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 

Таким образом, одним из юридически значимых  условий для возможного предъявления иска о понуждении к заключению договора в судебном порядке является наличие установленной законом обязанности одной из сторон заключить соответствующий договор при наличии предложения контрагента.

Предметом спора по данному делу является понуждение ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 23 148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского полка, 71, по ставке 2,5 % от его кадастровой стоимости.

В обоснование своих требований о понуждении к заключению договора купли-продажи истец сослался на наличие у него преимущественного права выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Материалы дела свидетельствуют, что земельный участок площадью 23 148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, расположенный по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского полка, 71, является муниципальной собственностью и был передан ИП Корхову В.В. на праве аренды по договору №1191 от 31.07.2006, заключенному с комитетом по управлению муниципальным  имуществом г.Клинцы.

Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями  статьи 36 Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с названной правовой нормой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Воспользовавшись предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ правом, ИП Корхов В.В. письменно уведомил уполномоченный орган (администрацию г.Клинцы) о намерении приобрести в собственность земельный участок по выкупной цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости, приложив проект договора купли-продажи (письмо №51 от 09.06.2010 - л.д. 36). Факт направления указанного письма администрации г.Клинцы и его получение последней подтверждается имеющимися в материалах дела почтовой квитанцией с описью вложения и уведомлением о вручении (л.д.44-46).

Причем направление истцом предложения о заключении договора купли-продажи непосредственно администрации г.Клинцы оценивается судебной коллегией как направление  оферты уполномоченному органу в силу следующего.

Так, в соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом г.Клинцы, утвержденным постановлением администрации г.Клинцы №181 от 15.02.2002, комитет по управлению имуществом является структурным подразделением администрации г.Клинцы и осуществляет исполнительно-распорядительные функции в отношении муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 42 устава городского округа «город Клинцы Брянской области», принятого решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 07.11.2008 №3-1/595, к полномочиям городской администрации относится, в частности, управление и распоряжение в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Из приведенных положения и устава следует, что Клинцовская городская администрация также является органом, уполномоченным распоряжаться муниципальным имуществом и выступать в качестве ответчика по настоящему спору. 

Поскольку ответчиком по настоящему спору является муниципальное образование, то направление истцом предложения о заключении договора любому лицу, имеющему право распоряжаться муниципальным имуществом, является основанием для его заключения.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что администрация г. Клинцы является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию и не наделена полномочиями заключать договоры купли-продажи объектов недвижимости, является ошибочным.

Суд апелляционной инстанции отмечает и то обстоятельство, что предложение о заключении  договора купли-продажи было направлено истцом не только администрации г.Клинцы, но и комитету по управлению имуществом г.Клинцы. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции почтовой квитанцией с описью вложения и уведомлением о вручении, которая была вскрыта и осмотрена в судебном заседании.

Принимая во внимание, что истец письмом №51 от 09.06.2010 направил уполномоченному органу (администрация г.Клинцы) предложение о заключении договора купли-продажи, судебная коллегия находит, что им был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Однако, получив предложение о заключении договора купли-продажи, уполномоченный орган (администрация г.Клинцы) указал на возможность передачи земельного участка в собственность ИП Корхову В.В. по цене, равной десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка.

В суде первой инстанции Клинцовская городская администрация также настаивала на отсутствии у истца права приобретения земельного участка по цене, установленной частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

С такой позицией суд второй инстанции не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу n А62-6723/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК)  »
Читайте также