Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу n А09-6799/2010. Отменить решение, Принять новый судебный акт (п.2 ст.269 АПК)ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 16 марта 2011 года Дело № А09-6799/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года. Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2011 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Дайнеко М.М., судей Токаревой М.В., Волковой Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Прониной О.М., с участием в судебном заседании: от истца (ИП Корхов В.В.): не явился, извещен; от ответчиков (администрация города Клинцы Брянской области): (Комитет по управлению имуществом г. Клинцы): не явился, извещен; не явился, извещен; рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корхова Виктора Владимировича на решение Арбитражного суда Брянской области от 06 декабря 2010 года по делу № А09-6799/2010 (судья Азаров Д.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Корхова Виктора Владимировича к администрации г. Клинцы, комитету по управлению имуществом г. Клинцы о понуждении к заключению договора, установил: индивидуальный предприниматель Корхов Виктор Владимирович (далее – ИП Корхов В.В., истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с иском к администрации г. Клинцы Брянской области (далее – администрация, ответчик) о понуждении к заключению договора купли-продажи земельного участка по ставке 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Определением Арбитражного суда Брянской области от 16 ноября 2010 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен комитет по управлению имуществом города Клинцы. Решением Арбитражного суда Брянской области от 06 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований ИП Корхова В.В. к администрации г.Клинцы отказано. Исковые требования ИП Корхова В.В. к комитету по управлению имуществом г.Клинцы оставлены без рассмотрения. Не согласившись с указанным определением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт. Настаивает на том, что истцом был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, поскольку оферта с предложением о заключении договора купли-продажи была направлена ответчику заказным письмом от 09.06.2010. В подтверждение факта направления ответчику указанной корреспонденции истец представил копии почтовой квитанции, описи вложения и почтового конверта, заявив ходатайство о приобщении их к материалам дела. Ответчик - администрация г.Клинцы Брянской области - представил письменные возражения на апелляционную жалобу, изложенные в отзыве. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили. В порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 01.03.2011 был объявлен перерыв. После перерыва участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом, не явились, представителей не направили. Поступившее от ответчика - комитета по управлению имуществом города Клинцы ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие судом удовлетворено. Апелляционная жалоба на основании ст.ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – АПК РФ) рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке и пределах, установленных ст.ст. 265, 268 АПК РФ. Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 25.10.2005 (л.д. 16-25) ИП Корхов В.В. является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 23148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, с адресными ориентирами: Брянская область, г. Клинцы, ул. Богунского полка, 71. 31.07.2006 между комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Клинцы (арендодатель) и Корховым В.В. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №1191 (л.д. 11-13). В соответствии с условиями совершенной сделки арендодатель обязался предоставить, а арендатор принять в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 32:30:01: 04 02:0069, расположенный по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского Полка, д.71, площадью 23 148 кв. м, под нежилым помещением, для организации баз и складов. В пункте 2.1 договора стороны определили срок его действия – 49 лет. Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 31.07.2006 (л.д. 14). Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 11.10.2006 Управлением Федеральной регистрационной службы по Брянской области, о чем свидетельствует соответствующая отметка регистрирующего органа на последнем листе договора. Ссылаясь на наличие преимущественного права выкупа недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, арендатор направил главе г.Клинцы, главе администрации г.Клинцы и комитету по управлению имуществом г.Клинцы письменное уведомление №51 от 09.06.2010 о своем намерении получить в собственность на возмездной основе арендованный им земельный участок по выкупной цене в размере 169 559 руб. 10 коп. – 2,5 % от кадастровой стоимости (л.д. 36). Письмами от 14.07.2010 и от 20.07.2010, направленными ИП Корхову В.В., Клинцовская городская администрация сообщила о возможности передачи ему земельного участка, расположенного по адресу: Брянская область, г. Клинцы, ул. Богунского полка, 71, по цене, равной десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка (л.д. 37-38). Отказ ответчика в передаче земельного участка в собственность истцу послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском. Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Клинцы не наделена полномочиями заключать договоры купли-продажи объектов недвижимости и является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию. Одновременно суд области оставил без рассмотрения исковые требования к комитету по управлению имуществом г.Клинцы, указав на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора. Такую позицию судебная коллегия находит ошибочной в силу следующего. В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. В силу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации при уклонении стороны, для которой в соответствии с указанными условиями заключение договора обязательно, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Таким образом, одним из юридически значимых условий для возможного предъявления иска о понуждении к заключению договора в судебном порядке является наличие установленной законом обязанности одной из сторон заключить соответствующий договор при наличии предложения контрагента. Предметом спора по данному делу является понуждение ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 23 148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, расположенного по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского полка, 71, по ставке 2,5 % от его кадастровой стоимости. В обоснование своих требований о понуждении к заключению договора купли-продажи истец сослался на наличие у него преимущественного права выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса РФ, пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Материалы дела свидетельствуют, что земельный участок площадью 23 148 кв. м с кадастровым номером 32:30:01 04 02:0069, расположенный по адресу: Брянская область, г.Клинцы, ул.Богунского полка, 71, является муниципальной собственностью и был передан ИП Корхову В.В. на праве аренды по договору №1191 от 31.07.2006, заключенному с комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Клинцы. Порядок реализации преимущественного права выкупа земельного участка определен положениями статьи 36 Земельного кодекса РФ. Так, в соответствии с названной правовой нормой граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Воспользовавшись предусмотренным статьей 36 Земельного кодекса РФ правом, ИП Корхов В.В. письменно уведомил уполномоченный орган (администрацию г.Клинцы) о намерении приобрести в собственность земельный участок по выкупной цене в размере 2,5 % от его кадастровой стоимости, приложив проект договора купли-продажи (письмо №51 от 09.06.2010 - л.д. 36). Факт направления указанного письма администрации г.Клинцы и его получение последней подтверждается имеющимися в материалах дела почтовой квитанцией с описью вложения и уведомлением о вручении (л.д.44-46). Причем направление истцом предложения о заключении договора купли-продажи непосредственно администрации г.Клинцы оценивается судебной коллегией как направление оферты уполномоченному органу в силу следующего. Так, в соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом г.Клинцы, утвержденным постановлением администрации г.Клинцы №181 от 15.02.2002, комитет по управлению имуществом является структурным подразделением администрации г.Клинцы и осуществляет исполнительно-распорядительные функции в отношении муниципальной собственности. Согласно пункту 1 статьи 42 устава городского округа «город Клинцы Брянской области», принятого решением Клинцовского городского Совета народных депутатов от 07.11.2008 №3-1/595, к полномочиям городской администрации относится, в частности, управление и распоряжение в установленном порядке имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Из приведенных положения и устава следует, что Клинцовская городская администрация также является органом, уполномоченным распоряжаться муниципальным имуществом и выступать в качестве ответчика по настоящему спору. Поскольку ответчиком по настоящему спору является муниципальное образование, то направление истцом предложения о заключении договора любому лицу, имеющему право распоряжаться муниципальным имуществом, является основанием для его заключения. С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что администрация г. Клинцы является ненадлежащим ответчиком по заявленному требованию и не наделена полномочиями заключать договоры купли-продажи объектов недвижимости, является ошибочным. Суд апелляционной инстанции отмечает и то обстоятельство, что предложение о заключении договора купли-продажи было направлено истцом не только администрации г.Клинцы, но и комитету по управлению имуществом г.Клинцы. Данные обстоятельства подтверждаются представленными в суд апелляционной инстанции почтовой квитанцией с описью вложения и уведомлением о вручении, которая была вскрыта и осмотрена в судебном заседании. Принимая во внимание, что истец письмом №51 от 09.06.2010 направил уполномоченному органу (администрация г.Клинцы) предложение о заключении договора купли-продажи, судебная коллегия находит, что им был соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Однако, получив предложение о заключении договора купли-продажи, уполномоченный орган (администрация г.Клинцы) указал на возможность передачи земельного участка в собственность ИП Корхову В.В. по цене, равной десятикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка. В суде первой инстанции Клинцовская городская администрация также настаивала на отсутствии у истца права приобретения земельного участка по цене, установленной частью 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». С такой позицией суд второй инстанции не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2011 по делу n А62-6723/2009. Оставить без изменения решение, а апелляционную жалобу - без удовлетворения (п.1 ст.269 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|