Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу n А62-7612/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

24 февраля 2011 года

                                                Дело № А62-7612/2009

          

Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2011 года. Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2011 года. 

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи         Волковой Ю.А.,

судей                                                  Мордасова Е.В.,

                                                            Токарева М.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никишкиной И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, г.Смоленск, (регистрационный номер - 20АП-5865/10) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 18 ноября 2010 года по делу № А62-7612/2009 (судья Ткаченко В.А.), принятое по иску Департамента имущественных и земельных отношений по Смоленской области, г.Смоленск, индивидуальному предпринимателю Захаренковой Ирине Георгиевне, г.Смоленск, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ОГУ «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области», г.Смоленск,

о взыскании 579 048 рублей 86 копеек,

при участии в судебном заседании:

от лиц, участвующих  деле: представители не явились,

 

установил:

Департамент имущественных и земельных отношений по Смоленской области (далее – Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Захаренковой Ирине Георгиевне (далее – ИП Захаренкова И.Г.) о взыскании 579 048 рублей 86 копеек.

         Определением Арбитражного суда Смоленской области от 21.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Областное государственное учреждение «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» (далее – ОГУ «Хозяйственное управление администрации Смоленской области»).

         Истцом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменены основания иска и размер взыскиваемой суммы, в результате чего Департамент просил взыскать с ИП Захаренковой И.Г. 380 363 рубля 59 копеек убытков в виде упущенной выгоды на основании абзаца 3 статьи 622 Гражданского кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.02.2010 в удовлетворении исковых требований отказано (т.1. л.д. 147-149).

         Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 01.07.2010 указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.1, л.д. 168-171).

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 18.11.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, Департамент, обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 18.11.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования в полном объеме.

Оспаривая данное судебное решение, заявитель указывает на то, что Арбитражным судом Смоленской области не приняты во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 01.07.2010.

Полагает не соответствующим действительности вывод суда первой инстанции относительно отсутствия полномочий у Департамента права на предъявление исковых требований в арбитражный суд Смоленской области о взыскании  с ответчика убытков в связи тем, что  Департамент не является  арендодателем по договору аренды от 01.03.2007 № 035-ОБ.

Не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что нормами  бюджетного законодательства РФ администраторы доходов бюджета (каковым является истец) в части поступления арендной платы от сданного в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, не наделены полномочиями на предъявление требований в суд о взыскании арендной платы, не являясь арендодателем.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции пришел  к  следующим выводам.

Как следует из материалов дела, объект недвижимости – административный корпус № 1 общей площадью: 3544.5 кв.м., этажность: 6, условный № 67:0:2001:27:0529, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, дом 14 «а»   является государственной собственностью Смоленской области, что  подтверждается    копией свидетельства от 05.06.2001 о государственной регистрации на данный объект недвижимости  (т.1, л.д.27). 

 03.05.2001 Комитет по управлению государственным имуществом Смоленской области заключил с областным государственным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» договор N 613 о закреплении за последним на праве оперативного управления государственного имущества, в том числе и помещений, расположенных в нежилом здании по ул.Октябрьской Революции, дом 14-а, г. Смоленска (т.1, л.д.136-137).

01.03.2007 между Департаментом (арендодатель), Государственным учреждением (владелец) и предпринимателем Захаренковой И.Г. (арендатор) был заключен договор N 035-ОБ аренды недвижимого имущества, по условиям которого арендодатель и владелец обязались передать арендатору во временное пользование нежилое помещение общей площадью 115,1 кв.м в

административном здании, расположенном по адресу: г. Смоленск, ул.Октябрьской Революции, д. 14-а, на срок 11 месяцев, с целевым назначением - для оказания услуг населению (т.1, л.д.16-24).

         Пунктом 3.1 договора предусмотрено внесение арендатором ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, за который производится оплата, арендной платы в размере 12 045,88 руб. в областной бюджет на расчетный счет Департамента в ГРКЦ ГУ Банка России по Смоленской области (т.1, л.д.18).

Письмом от 24.01.2008 года Департамент предупредил Захаренкову И.Г. о том, что договор продлен не будет и предложил освободить помещение  по окончании срока действия договора  аренды, в порядке, предусмотренном п.2.3.15  договора аренды.(т.1, л.д.25-26).

 Захаренкова И.Г. помещение не освободила, продолжая вносить арендную плату в размере установленном договором аренды от 01.03.2007 № 035-ОБ, а 17.08.2009 года заключила новый договор аренды этого же недвижимого имущества с  третьим лицом- ОГУ «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» (т.1, л.д.9-15).

Ссылаясь на то что, после окончания срока аренды предприниматель Захаренкова И.Г. продолжала занимать указанное помещение, Департамент обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковыми требования с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного  процессуального кодекса РФ   о взыскании с индивидуального предпринимателя Захаренковой И.Г. 380 363,59 рублей  убытков в виде упущенной выгоды на основании статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации за период с 01.02.2008 по 16.08.2009 (т.1, л.д.99-101).

Отказывая Департаменту в удовлетворении заявленных исковых  требований суд первой инстанции исходил  из того, что спорное нежилое помещение на основании договора от   03.05.2001  N 613 о закреплении за  областным государственным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области»  находится  у последнего   в  оперативном управлении.

В связи с данным обстоятельством судом первой инстанции  на основании статей 120, 296, 298 Гражданского кодекса РФ был сделан вывод о том,  что  собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения и, что  право распоряжения имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, принадлежит не собственнику данного имущества, а субъекту ограниченного вещного права, т.е. государственному учреждению «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области».

Департамент, по мнению суда первой инстанции, не вправе предъявлять  исковые требования к ИП Захаренковой И.Г. в порядке статьи 622 Гражданского кодекса РФ, поскольку  арендодателем по договору являлось Государственное учреждение, а  Департамент выступал как собственник имущества, дающий согласие учреждению на сдачу помещения в аренду и арендодателем не является.

Суд апелляционной инстанции не согласен с данными выводами Арбитражного суда Смоленской области в связи  со следующим.

Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Статьей 216  Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

В соответствии со  статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",  пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"  государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"   в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.

В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Как следует  из материалов дела, объект недвижимости – административный корпус № 1 общей площадью: 3544.5 кв.м., этажность: 6, условный № 67:0:2001:27:0529, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, дом 14 «а»   является государственной собственностью Смоленской области, что  подтверждается    копией свидетельства от 05.06.2001 о государственной регистрации на данный объект недвижимости  (т.1, л.д.27).

Указанная информация подтверждается также письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 11.02.2011 № 1797/17 исх., полученным на запрос апелляционной коллегии от 31 января 2010 года № 20АП-5865/10 (т.2, л.д. 72).

Как следует из вышеуказанного письма право оперативного управления за государственным учреждением «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» на спорный объект недвижимости не зарегистрировано.

В отношении объекта недвижимости – административный корпус № 1 общей площадью: 3544.5 кв.м., этажность: 6, условный № 67:0:2001:27:0529, расположенный по адресу: г. Смоленск, ул. Октябрьской революции, дом 14 «а»   зарегистрировано лишь одно ограничение (обременение) в виде аренды в пользу Захаренковой Ирины Георгиевны.

Учитывая приведенные нормы гражданского законодательства, а также письмо  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 11.02.2011 № 1797/17 исх. следует, что право оперативного управления у государственного учреждения «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» не возникло.

Передача спорного объекта недвижимого имущества истцом   государственному учреждению «Хозяйственное управление Администрации Смоленской области» по договору 03.05.2001 N 613  в оперативное управление без регистрации в дальнейшем данного вещного права, не может служить доказательством возникновения у  учреждения права оперативного управления.

Таким образом, при отсутствии вещных прав в отношении арендованного имущества, находящегося в государственной собственности Смоленской области, учреждение не вправе  распоряжаться данным объектом недвижимого имущества, в том числе выступать в качестве  его арендодателя.

Как следует из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений  Смоленской области, утвержденного  Постановлением Администрации Смоленской области от 02.08.2002, действовавшее на момент заключения договора аренды

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 по делу n А09-5425/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также