Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2011 по делу n А68-117/Б-05. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула

21 февраля 2011 года

Дело № А68-117/Б-05

Резолютивная часть постановления объявлена 17  февраля  2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2011 года.

           Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  судьи       Капустиной Л.А.,

судей                                                   Можеевой Е.И., Заикиной Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Голубевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 20АП-395/11) Федеральной налоговой службы  в лице Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области на определение Арбитражного суда Тульской области от 22.12.2010 года по делу № А68-117/Б-05 (судьи Капырина Н.И., Антропова Н.В., Балахтар Е.А.), вынесенное по жалобе уполномоченного органа на действия конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Шварцевское» Мочалина Романа Викторовича, г. Москва, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Шварцевское»,

при участии в судебном заседании:

от уполномоченного органа: Камаева Д.К.,  специалиста, доверенность №01-42/114 от 15.10.2010;

от конкурсного управляющего: Мочалина Р.В., определение Арбитражного суда Тульской области от 05.06.2008,  

 

                                                 установил:

 

решением Арбитражного суда Тульской области от 05 апреля  2006  муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Шварцевское» (далее – МУП ЖКХ «Шварцевское»), поселок Шварцевский Киреевского района Тульской области,  признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.

Определением Арбитражного суда Тульской области  от 05.06.2008 конкурсным управляющим утвержден   Мочалин Роман Викторович. 

Федеральная налоговая служба в лице  Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области (далее - ФНС РФ) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с жалобой на действия конкурсного управляющего, в связи  с нарушением им  порядка продажи имущества, принадлежащего МУП ЖКХ «Шварцевское» (л.д. 3-5).   

Определением Арбитражного суда Тульской области  от 22.12.2010 года  (судьи Капырина Н.И., Антропова Н.В., Балахтар Е.А.) жалоба оставлена без удовлетворения (л.д. 99-102).

Принимая судебный акт, первая инстанция пришла к выводу об отсутствии оснований для признания  действий конкурсного управляющего МУП ЖКХ «Шварцевское» незаконными, сославшись на наличие решения собрания кредиторов, одобрившего оспариваемые действия.

Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, уполномоченный орган обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с  жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность определения, просит его  отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя (л.д.121-125).

По мнению уполномоченного органа, Мочалин Р.В. в нарушение решения собрания кредиторов от 30.03.20010 реализовал имущество должника посредством публичного предложения по цене ниже, установленной собранием кредиторов.  Полагает, что в результате затягивания процедуры банкротства (необращение к собранию кредиторов с предложением о признании недействительными торгов, проведенных 24.05.2010), конкурсный управляющий нанес убытки, выразившиеся в увеличении  расходов на вознаграждение арбитражному управляющему.

Конкурсный управляющий представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Ссылается на Предложения конкурсного управляющего о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества, не реализованного на открытых торгах, утвержденные собранием кредиторов, согласно которым продавец заключает договор купли-продажи имущества должника с лицом, предложившим наиболее высокую цену за приобретаемое имущество, в установленном информационном сообщении порядке (пункт 4.5). Возражая против довода о возможности более раннего завершения конкурсного производства,  указывает на проведение еще одного конкурса по продаже объектов  коммунальной инфраструктуры, порядок  продажи которых также был утвержден собранием кредиторов 30.03.2010. Отмечает, что, по итогам данного конкурса, завершившегося 27.07.2010, уполномоченный орган предложил передать  объекты социального назначения    в собственность органам местного самоуправления. При этом названные объекты были приняты в муниципальную собственность только  18.01.2011. Полагая законным и обоснованным принятый судебный акт, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом  по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской  Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В силу статьи 4 Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» к делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Соответствующие разъяснения указанной материальной нормы содержатся  в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2009 года №130 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».

Поскольку процедура конкурсного производства в отношении МУП ЖКХ «Шварцевское» (решение Арбитражного суда Тульской области от 05.04.2006) введена до  вступления в силу указанного Закона, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в  ранее действующей редакции.

Статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов кредиторов путем обжалования конкретных действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий и восстановления нарушенных прав.

В силу указанной нормы права кредиторами могут быть обжалованы лишь действия (бездействия) арбитражного управляющего по неисполнению или ненадлежащему исполнению возложенных на него обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Основной круг обязанностей (полномочий) конкурсного управляющего, невыполнение которых является основанием для признания его действий  незаконными, определен в статьях 24, 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (в ранее действующей редакции) (далее – Закон о банкротстве).

Так, в силу  указанных материальных норм  к обязанностям конкурсного управляющего, в частности,   отнесена предусмотренная статьей 110 Закона о банкротстве обязанность  реализовывать имущество должника.

Порядок проведения торгов установлен статьей 110 Закона о банкротстве, согласно которой начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора с оплатой его услуг за счет имущества должника.

Начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника при обращении с ходатайством о продаже предприятия. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Согласно пункту 7 статьи 110 Закона о банкротстве в случае, если предприятие не было продано в порядке, предусмотренном настоящим пунктом, порядок продажи предприятия на торгах устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством публичного предложения. При этом предприятие не может быть продано по цене ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

Как усматривается из материалов дела, 04.08.2009, 15.09.2009, 27.10.2009 состоялись торги по реализации 100 % пакета обыкновенных акций в уставном капитале ОАО  МУП ЖКХ «Шварцевское». При этом  органами управления  должника минимальная  цена продажи пакета акций не определялась.

В связи с тем, что данное имущество не было реализовано, конкурсным управляющим собранию кредиторов  были предоставлены Предложения о порядке,  сроках и условиях продажи имущества, не реализованного на открытых торгах (л.д. 165-167).

Согласно пункту 2.2 Предложений начальная цена имущества  должника при  продаже без проведения торгов посредством публичного предложения устанавливается собранием кредитора.

Решением собрания кредиторов от 30.03.2010 года были утверждены представленные конкурсным управляющим Предложения о порядке,  сроках и условиях продажи имущества, не реализованного на открытых торгах, и определена  начальная цена отчуждаемого  имущества в размере  2 362 000 руб.

В газете «Коммерсантъ» от 17.04.2010 №68 конкурсный управляющий опубликовал сообщение о продаже 100 % пакета обыкновенных акций в уставном капитале ОАО  МУП ЖКХ «Шварцевское»  единым лотом без проведения торгов посредством публичного предложения с указанием начальной цены.

Согласно отчету конкурсного управляющего  о своей деятельности  и о результатах проведения конкурсного производства на 05.07.2010 максимальная цена поступившего предложения составила  1 000 000 руб., т.е менее определенной собранием кредиторов (л.д. 7-55).

В соответствии с пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве (в ранее действующей редакции) в случае, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, при продаже предприятия посредством публичного предложения договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с лицом, предложившим в течение месяца с даты опубликования сообщения о продаже предприятия максимальную цену за предприятие.

Как следует из пункта 4.5 Предложений о порядке,  сроках и условиях продажи имущества, не реализованного на открытых торгах, утвержденных решением собрания кредиторов от 30.03.2010, продавец, по  истечении 30 календарных дней с момента опубликования информационного сообщения о продаже имущества посредством публичного предложения, подводит итоги, выявляет претендента, предложившего наиболее высокую цену за имущество и  уведомляет последнего  о подписании протокола  об итогах реализации имущества. Продавец заключает договор купли-продажи имущества должника с лицом, предложившим наиболее  высокую цену за приобретаемое имущество, в установленный в информационном сообщении срок, но не позднее 5 календарных дней  с даты подписания протокола об итогах реализации имущества должника.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие претендентов на покупку реализуемого имущества по цене, установленной собранием кредиторов 30.03.2010. Максимальная стоимость, которая была предложена за пакет акций должника, составила 1 000 000 руб. (л.д.86).

28.05.2010 года конкурсный управляющий заключил с Домоташенко А.Б. договор купли-продажи  акций №01/10 по цене 1 000 000 руб. (л.д.87).

По инициативе покупателя указанный договор был расторгнут 08.11.2010, и денежные средств возвращены на его счет (л.д.79-80).

13.12.2010 состоялось собрание кредиторов должника с повесткой дня по определению дальнейшего порядка реализации 100% пакета обыкновенных акций в уставном капитале ОАО  МУП ЖКХ «Шварцевское». Большинством голосов было принято решение о продаже    100% пакета обыкновенных акций в уставном капитале ОАО  МУП ЖКХ «Шварцевское»  по максимальной цене, сформированной в результате публичных торгов, в размере 1 000 000 руб. Домотошенко А.Б. (протокол собрания кредиторов №20 от 13.12.2010).

14.12.2010 между МУП ЖКХ «Шварцевское» в лице  конкурсного управляющего Мочалина Р.В. (продавец) и Домотошенко А.Б. (покупатель) был заключен договор купли-продажи №02/10 (л.д.81-82) по цене 1 000 000 руб.

При таких обстоятельствах, с учетом одобренных собранием кредиторов Предложений конкурсного управляющего о порядке,  сроках и условиях продажи имущества, а также последующего принятия решения о реализации спорного имущества по цене 1 000 000 руб.,  окончательного отчуждения акций именно по данной стоимости, утверждение  уполномоченного органа о  реализации конкурсным управляющим имущества  по цене, ниже установленной решением собрания кредиторов,  не принимается апелляционной инстанцией.

Довод уполномоченного органа о том, что, если бы  конкурсный управляющий, признав проведенные  24.05.2010 торги недействительными,  обратился к собранию кредиторов с  предложениями о внесении изменений в порядок  реализации имущества должника, процедуру конкурсного производства можно было бы завершить значительно раньше, является предположительным и не подтвержден  доказательствами.

Так, суду не представлено документального подтверждения того, что спорное имущество являлось последним в перечне имущества, подлежащего реализации, и именно от последней зависела дата  завершения конкурсного производства.

 Так, в материалах дела имеются протоколы о несостоявшихся торгах от 24.06.2010 и от 26.07.2010 по продаже другого имущества – теплотрассных, водопроводных и канализационных сетей  (л.д.152-153).

В письме  от 07.09.2010 уполномоченный орган  подтверждает данное обстоятельство (л.д.140-141).

Как следует из протокола собрания кредиторов от 07.09.2010, на котором решался вопрос  о реализации имущества на несостоявшихся торгах посредством публичного предложения, уполномоченный орган  голосовал за передачу  нереализованных объектов на баланс  муниципального образования (л.д.142-144).

Во исполнение указанного решения конкурсным управляющим  15.10.2010  в адрес администрации МО «р.п. Шварцевский» Киреевского района  было направлено уведомление о  передаче

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2011 по делу n А62-4873/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также