Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу n А09-11568/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

08 февраля 2011 года

                                   Дело № А09-11568/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  08 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей                                            Заикиной Н.В.,

                                                      Можеевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полянской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Фокинское» на решение Арбитражного суда Брянской области от 01 ноября 2010 года по делу № А09-11568/2009 (судья Кожанов А.А.), вынесенное по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги к ООО «Фокинское» о взыскании 202 339 руб. 68 коп. и по встречному иску ОО «Фокинское» к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги о понуждении заключить соглашение,

при участии в судебном заседании:

от лиц, участвующих в деле: не явились, извещены судом надлежащим образом,

установил:

открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги (далее - ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Фокинское» (далее - ООО «Фокинское») о взыскании 202 339 руб. 68 коп. долга по договору № 15/46 от 15.08.2008. 

В соответствии со статьей 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принял к производству встречное исковое заявление ООО «Фокинское» к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги о понуждении заключения дополнительного соглашения № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008. 

Решением Арбитражного суда Брянской области по делу № А09-11568/2009 от 22.04.2010 исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги удовлетворены. С ООО «Фокинское» в пользу ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги взыскано 202 339 руб. 68 коп. долга, 5 546 руб. 79 коп. расходов по госпошлине. Производство по встречному исковому заявлению ООО «Фокинское» к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги об обязании ОАО «Российские железные дороги» заключить с ООО «Фокинское» дополнительное соглашение № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008 в редакции, представленной ООО «Фокинское», прекращено. 

Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.09.2010 решение Арбитражного суда Брянской области по делу № А09-11568/2009 от 22.04.2010 отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Брянской области от 01.11.2010 производство по исковому заявлению ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги к ООО «Фокинское» о взыскании 202 339 руб. 68 коп. долга прекращено в связи с отказом истца от иска. В удовлетворении встречных исковых требований ООО «Фокинское» к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги о понуждении заключения дополнительного соглашения № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008 отказано. 

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на нарушение норм материального права, ООО «Фокинское» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска и принять по делу постановление, которым обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги в течение 10 дней с момента принятия постановления по настоящему делу заключить с ООО «Фокинское» дополнительное соглашение № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в редакции, представленной ООО «Фокинское»; установить, что в случае неисполнения судебного акта в установленный срок дополнительное соглашение № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования признается заключенным на условиях проекта соглашения, представленного ООО «Фокинское».

Заявитель жалобы указывает, что после подписания дополнительного соглашения № 1 от 19.07.2009 договор № 15/46 от 15.08.2008 не мог считаться заключенным в соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду наличия в нем внутренних противоречий. Считает, что существенные условия договора оказались несогласованными.   

ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги направило в суд апелляционной инстанции отзыв на жалобу, в котором просило обжалуемое решение суда в части отказа в удовлетворении встречного иска оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги и ООО «Фокинское» направили в суд апелляционной инстанции ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги и ООО «Фокинское» в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что лица, участвующие в деле, не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, в 2008 году между ОАО «РЖД» (Перевозчик) и ОАО по МТС «Фокинское» (Контрагент) был заключен договор № 15/46 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, по условиям которого перевозчиком осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования ОАО «Агропромкомплект» через стрелку № 5, обслуживаемого локомотивом перевозчика (пункт 1).

Пунктом 27 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания, распространяет действие на отношение сторон, возникшие с 15.03.2008 г.  по 14.03.2011.

Согласно пункту 3 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования составляет 905 м, в том числе, принадлежащая «контрагенту» 448 м, принадлежащая владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта 457 м.

В соответствии с пунктом 15 договора расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку выгонов составляет 3,1 км, считая в оба конца, в том числе            0,9 км, принадлежащих «Контрагенту», 2,2 км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта.

19.07.2009 в связи с реорганизацией в виде преобразования ОАО по МТС «Фокинское» в ООО «Фокинское» между сторонами заключено дополнительное соглашение № 1, согласно которому в соответствии со вступившим в силу 30 июня 2009 года приказом Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года № 120-т/5 «О внесении изменений и дополнений в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте» (Тарифное руководство № 3) стороны определили внести изменения в §16 а), б), в) договора № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Фокинское» при станции Брянск-Восточный Московской железной дороги, изложив их следующей редакции:

Пункт а) §16: сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице № 11 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации», за каждый выход локомотива сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего «Перевозчику», используемого при подаче и уборке вагонов за 1077м по ставкам таблицы № 11 часть 2 Тарифного руководства № 3.

При изменении вагонооборота по итогам работы за календарный год ставка сбора за подачу и уборку вагонов изменяется «Перевозчиком» по состоянию на 1 января автоматически с последующим письменным уведомлением станцией Брянск-Восточный: «Контрагента», Брянского ТехПД, отделения и управления дороги.

Пункт б) §16: плату за пользование вагонами по ставкам Тарифного руководства № 2 «Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами Федерального железнодорожного транспорта».

За время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях общего пользования станции по причинам, зависящим от грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования взимается плата в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства № 2 с коэффициентом 0,5 к ставкам таблицы.

При этом оформляется акт общей формы (ГУ-23) с указанием причины задержки, не зависящей от перевозчика, и отражением в акте времени нахождения подвижного состава, не принадлежащего перевозчику, на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Пункт в) §16: штраф за задержку вагонов согласно статьям 62, 99, 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Poccийской Федерации».

ООО «Фокинское» обратилось в Арбитражный суд Брянской области со встречным исковым заявлением к ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги об обязании ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ООО «Фокинское» дополнительное соглашение № 2  к договору № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в редакции, представленной ООО «Фокинское».

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для обязания заключения с ООО «Фокинское» дополнительного соглашения № 2 к договору № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования в редакции, представленной ООО «Фокинское», по указанным истцом основаниям не имеется.  

Суд апелляционной инстанции считает правильным данный вывод суда области ввиду следующего.

Как следует из материалов дела, обращаясь в Арбитражный суд Брянской области, ООО «Фокинское» указало, что его права нарушены в связи с требованием ОАО «Российские железные дороги» в лице Брянского отделения Московской железной дороги, основанном на показателе протяженности 1077 м, уплаты многократно превышающей суммы сбора за пользование железнодорожным путем.

 В представленном ООО «Фокинское» проекте дополнительного соглашения № 2 изложены следующие условия:

- абзац первый пункта «а» §16 договора № 15/46 от 15.08.2008 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО «Фокинское» при станции Брянск-Восточный Московской железной дороги изложить в следующей редакции: «Сбор за подачу и уборку вагонов, начисляемый по таблице № 11 часть 1 Тарифного руководства № 3 «Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации», за каждый выход локомотива. Сбор за пользование частью железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащей «Перевозчику», используемой при подаче и уборке вагонов, за 457 метров по ставкам таблицы № 11 часть 2 Тарифного руководства № 3».

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. 

Стороны в договоре № 15/46 от 15.08.08 параграф 15 и 16, а в последствии с заключенным дополнительным соглашение № 1 к договору № 15/46 от 15.08.08 на подачу и уборку вагонов на ж/д путь необщего пользования ООО «Фокинское» при станции Брянск-Восточной Брянского отделения Московской железной дороги предусмотрели обязанность Ответчика оплачивать сбор за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащего перевозчику, используемого при подаче и уборке вагонов за 1077 метров по ставкам таблицы № 11 части 2 Тарифного руководства № 3 Прейскуранта 10-01.

Указанное дополнительное соглашение № 1 к договору № 15/46 от 15.08.08 было заключено между сторонами на основании Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года № 120-т/5, которым внесены изменения, и дополнения в Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство № 3). Данный нормативный правовой акт зарегистрирован Минюстом России 16 июня 2009 года, регистрационный номер 14091, и опубликован в «Российской газете» № 111, 19 июня 2009 года.

Согласно п.2.7.6.2. Приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009          № 120-т/5 ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем определяется по ставкам части 2 таблицы № 11 Тарифного руководства № 3 за развернутую длину железнодорожного подъездного пути принадлежащей железной дороге и используемого при подаче и уборке вагонов.

В соответствии с заключенным ранее договором № 15/46 на подачу и уборку, а именно параграфом 15, предусмотрено, что расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов составляет 3,1 км, считая в оба конца, в т. ч. 0,9 км, принадлежащих ООО «Фокинское» (развернутая длинна пути составляет 448 м), а 2,2 км, принадлежащих владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта (развернутая длинна пути, используемого при подаче и уборке вагонов составляет 1077 м, что при округлении и составляет 1,1 км)

Расстояние подачи и уборки вагонов на путь ООО «Фокинское» согласно параграфа 15 указанного договора № 15/46 определяется в соответствии с п. 2.7.4. абзац 2 Тарифного руководства № 3:

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 по делу n А09-8322/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также