Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А54-2418/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула                                                              

03 февраля 2011 года                                                          Дело № А54-2418/2010 С3 Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2011 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего              Тучковой О.Г., судей                                              Полынкиной Н.А., Игнашиной Г.Д.,

по докладу судьи                          Тучковой О.Г.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Корнеевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шаблова В.И.

на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2010

по делу № А54-2418/2010 С3 (судья Савина Н.Ф.), принятое

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шаблова В.И. 

к администрации муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области,

третьи лица: Управление Росреестра по Рязанской области в лице Шиловского отдела; ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Рязанской области;

Министерство имущественных и земельных отношений Рязанской области;

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Рязанской области,

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежаще

от ответчика: Вернер Е.П.- представителя по доверенности от 15.01.2011 №01/3-2011,

от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,

 

УСТАНОВИЛ:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шаблов Виктор Иванович (далее – заявитель, глава КФХ Шаблов В.И.) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к администрации муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация, ответчик) о признании незаконным действия администрации, выраженного в форме ответа от 21.04.2010 №530/01-21, заключающегося в невыдаче утвержденной схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории бывших земельных участков АО "Победа", а в настоящее время – земель фонда перераспределения Путятинского района Рязанской области, а именно поле № 5 первого севооборота площадью-150 га; поле № 2 первого севооборота площадью -           84 га; поле № 1 четвертого севооборота площадью - 120 га; поле № 3 первого севооборота площадью -138 га; об обязании ад­министрации выдать заявителю схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответст­вующей территории, принять решение о предоставлении этого земельного участка в аренду заявителю, направить заявителю копию такого решения с приложением кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, совершить действия по обеспечению заключения договора аренды земельного участка (с учетом уточнений).

 Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, глава КФХ Шаблов В.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.

Заявитель и третьи лица в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции поступили ходатайства заявителя и Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области о рассмотрении дела без их участия, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке  ст. ст. 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены  решения суда первой инстанции, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 21.12.2009 глава КФХ Шаблов В.И. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему в аренду сроком на 20 лет             572 га земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза " Победа Октября", в настоящее время находящихся в собственности муни­ципального образования - Путятинский муниципальный район, а именно:

-поле № 5   первого севооборота площадью 150 га;

-   поле № 2 первого севооборота площадью 84 га;

-   поле № 3 четвертого севооборота площадью 40 га;

-   поле № 1 четвертого севооборота площадью 120 га;

-   поле № 2 четвертого севооборота площадью 40 га;

-   поле № 3 четвертого севооборота площадью 138 га.

Письмом от 19.01.2010 № 20 администрация отказала заявителю в аренде указанных земельных участков. Письмом от 04.03.2010 № 247/01-21 администрация предложила заявителю взять в аренду 516 га других зе­мельных участков.

Впоследствии глава КФХ Шаблов В.И. направил в администрацию заявление от 13.03.2010 о пред­ставлении в аренду земельных участков, указанных в заявлении от 19.12.2009, за исключением следующих полей:

- поле № 2 четвертого севооборота площадью 40 га;

- поле № 3 четвертого севооборота площадью 40 га.

В письме от 21.04.2010 № 530/01 администрация отказала в предос­тавлении в аренду земельных участков, указав на то, что она не имеет прав на спорные земельные участки.

Считая отказ администрации незаконным и необоснованным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в ст. 198               АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном         ЗК РФ и иными федеральными законами.

В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее –         ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности предусмотрен статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее – Закон о крестьянском (фермерском хозяйстве)).

Согласно пункту 1 названной статьи Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 24.07.2002 N 101-ФЗ передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса РФ, в случае если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах). При этом настоящие требования не распространяются на земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, которые в силу абз. 5 п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст. 80 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 80 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что фонд перераспределения земель формируется, в частности, за счет земельных участков при добровольном отказе от земельного участка и из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при принудительном изъятии земельного участка.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными (п.4 ст.80 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что на общем собрании членов колхоза          "Победа Октября" от 27.08.1992 и на общем собрании членов колхоза  "Победа Октября"от 22.10.1992 принято решение о реор­ганизации колхоза в акционерное общество закрытого типа " Победа ", определен размер земельной доли каждого члена колхоза, определены размеры земельных участков, подлежащих распределению в коллективно-долевую собственность и фонд перераспределения (т.3, л.д.54-59).

Согласно постановлениям главы администрации Путятинского района Рязанской области от 22.11.1992 № 199, от 10.12.1992 № 208 колхоз "Победа Октября" реорганизован в акционерное общество закрытого типа " Победа" (т.3,л.д.53,148).

Представитель ответчика в заседании суда пояснил, что АОЗТ "Побе­да" и             АО " Победа"- одна организация, именуемая в разных документах по разному (т. 3).

Суд установил, что в результате реорганизации колхоза "Победа Ок­тября" земельный участок, ранее принадлежавший колхозу, был предос­тавлен АО "Победа" на основании государственного акта на право собст­венности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей                        № РЯ-12-000101.

Из указанного государственного акта следует, что из 2233 га земли, предоставленных акционерному обществу "Победа", все сельскохозяйственные угодья (пашня, пастбища) общей площадью 1873 га были переда­ны в коллективно-долевую собственность, при этом несельскохозяйствен­ные угодья (леса, кустарники, земли под водой и т.д.) общей площадью 360 га были закреплены за акционерным обществом на праве бессрочного (постоянного) пользования (т.3, л.д.100).

По сведениям Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области, в государственном кадастре недвижимости земли АО "Победа" на основании Государственного акта  № РЯ-12-000101 учтены как единое землепользование с кадастровым номером 62:12:0000001:44,  при  этом  вид  права  -  общая  долевая  собственность  (т.3, л.д.125).

Из кадастровой выписки от 13.10.2010 № 6200/301/10-17687, кадастровой выписки от 27.07.2010 № 6212/202/10-0949 также следует, что земельный участок с кадастровым номером 62:12:0000001:44 находится в общей долевой собственности граждан в соответствии со списком, прилагаемым на дополнительных листах к данным документам. При этом указа­но, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т.1, л.д.69,73, т.3, л.д.87-98).

Из письма от 07.10.2010 № 10/3766 Управления Росреестра по Рязан­ской области следует, что какие-либо документы, подтверждающие отне­сение земельных участков колхоза "Победа Октября" к фонду перераспре­деления, а также сведения в базе данных государственного кадастра не­движимости о земельных участках фонда перераспределения земель колхо­за "Победа Октября" отсутствуют.

Представленная Шиловским отделом Управления Росреестра по Ря­занской области карта (план) земель колхоза "Победа Октября", содержа­щая на земельных участках условные обозначения "ф/п" (фонд перераспре­деления), не может достоверно подтверждать отнесение участков к фонду перераспределения, поскольку данные условные обозначения, местами вы­полненные карандашом, противоречат цветовым обозначениям на участках (т.3, л.д.99).

В материалы дела не представлены документы, послужившие основа­нием

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011 по делу n А09-6610/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также