Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу n А23-3299/10А-9-116. Отменить решение полностью и принять новый с/а

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

web: www.20aas.arbitr.ru;

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

02 февраля 2011 года

                                 Дело №А23-3299/10А-9-116

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011  года.

Постановление изготовлено в полном объеме   02 февраля 2011 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дорошковой А.Г.,

судей                                  Еремичевой Н.В. и Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Солдатовой Т.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-6017/2010) поселковой администрации сельского поселения «Поселок Детчино»  

на решение Арбитражного суда Калужской области

от  26.11.2010  по делу № А23-3299/10А-9-116  (судья Храпченков Ю.В.), принятое

по заявлению поселковой администрации сельского поселения «Поселок Детчино»

к Министерству сельского хозяйства Калужской области

с  участием  третьего  лица,  не  заявляющего  самостоятельных  требований  относительно предмета  спора,  Московско-Окского бассейнового  водного  управления  Федерального агентства  водных  ресурсов  в  лице  Отдела  водных  ресурсов  Московско-Окского бассейнового водного управления по Калужской области,

о  предоставлении  рыбопромыслового  участка,  расположенного  на  территории Калужской  области,  для  осуществления  товарного  рыболовства  в  части  включения выставленного  на  конкурс  лота  №  245  «пруд  у  деревни  Тимохино»,  5,3  га Малоярославецкого района, 

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя:  Смагин В.П., доверенность от 08.10.2010 №4;

от ответчика: Полищук С.П., консультант, доверенность от 20.01.2011 №04-18/18, Грабовская В.В., ведущий специалист отдела, доверенность от 18.01.2011 №04-18/16;

от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом;

                                                     установил:

         поселковая  администрация сельского  поселения «Поселок Детчино»   (далее – администрация) обратилась  в  Арбитражный  суд Калужской  области  с  заявлением о признании    незаконными  действий  Министерства  сельского  хозяйства  Калужской  области  (далее  –  Министерство), выразившихся во  включении    лота № 245 «пруд у деревни Тимохино» Малоярославецкого района в конкурс  на  право  заключения  договора  о  предоставлении рыбопромыслового  участка  для осуществления  товарного  рыболовства. 

         Решением арбитражного суда от 26.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, администрация  обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

        Московско-Окское  бассейновое  водное  управление  Федерального агентства  водных  ресурсов  в  лице  Отдела  водных  ресурсов  Московско-Окского бассейнового водного управления по Калужской области направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие указанного лица.

        Как следует из материалов дела,  06.07.2010  Министерством  сельского  хозяйства  Калужской  области  на  сайте  было размещено  извещение  о  проведении  конкурса  на  право  заключения  договора  о предоставлении рыбопромысловых участков, расположенных на территории Калужской области,  для  осуществления  товарного  рыбоводства.  На  конкурс  по  лоту №  245  выставлен  пруд  у  деревни  Тимохино  Малоярославецкого  района  Калужской  области (т.1, л.д.6-7).

       Поселковая администрация сельского поселения «Поселок Детчино» считает, что  данный пруд находится в муниципальной собственности сельского поселения, без согласования с которой не подлежал включению в перечень рыбопромысловых участков, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области от 08.07.2010. Кроме того, указанный приказ, являясь нормативным правовым актом, на момент проведения конкурса не был опубликован в установленном порядке.

       В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 20частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»  для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

            Отказав заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что пруд у д. Тимохино  расположен на реке Сетунь, являющейся притоком реки Суходрев, в связи с чем относится к водным объектам, находящихся в силу ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ  в собственности Российской Федерации. Таким образом, оспариваемые действия не нарушают права и интересы  сельского муниципального образования.

          Оценив доказательства по делу, пояснения представителей лиц, участвующих в деле, доводы апелляционной жалобы и отзывы на нее, суд апелляционной инстанции не согласился  с указанным выводом суда первой инстанции.

       Согласно  ч.  3  ст.  33.3  Федерального закона от 20.12.2004   №  166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»  договор  о  предоставлении рыбопромыслового участка  заключается  по результатам конкурса  на  право  заключения этого договора.  

       Пунктом  1 Правил проведения конкурса на  право  заключения  договора  о  предоставлении рыбопромыслового  участка  для  осуществления  товарного  рыбоводства  и  заключении такого  договора, утвержденных постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от  14.02.2009  №  136,  установлено, что конкурсы проводятся в отношении  рыбопромысловых участков  и  включают  в  себя  порядок  организации  и  проведения  конкурса  на  право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям,  зарегистрированным в Российской Федерации в соответствии  с  Федеральным  законом «О  государственной  регистрации  юридических лиц  и  индивидуальных  предпринимателей», для осуществления товарного  рыбоводства (далее соответственно - заявитель, конкурс, договор). 

         Конкурс  проводится  в  отношении  рыбопромысловых  участков,  предусмотренных перечнем  рыбопромысловых  участков,  включающих  в  себя  акватории  внутренних  вод Российской Федерации, в том числе внутренних морских вод Российской Федерации, и территориального  моря  Российской  Федерации  (далее  соответственно  - рыбопромысловые  участки,  перечень  рыбопромысловых  участков),  утвержденных органом  исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации  по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству. 

        В соответствии с  п.3  организатором конкурса являются  в  том числе,  органы  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  случае проведения  конкурса  на  рыбопромысловом  участке,  расположенном  на  территории соответствующего  субъекта    Российской  Федерации,  для  осуществления  товарного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод  Российской Федерации  (за  исключением водных биологических  ресурсов внутренних морских вод Российской  Федерации),  а  также   анадромных,  катадромных  и  трансграничных видов рыб. Решение о проведении конкурса принимает организатор  конкурса (п.п. 3 и 4 Правил).

        Постановлением  Правительства  Калужской  области  от 05.04.2010 №  113  «Об  органе  исполнительной  власти  Калужской  области, уполномоченном  на  утверждение  перечня рыбопромысловых участков, определение  их границ, а также на организацию и проведение конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка, расположенного на территории Калужской области,  для  осуществления  товарного  рыбоводства»  определено,  что  Министерство сельского  хозяйства  Калужской  области  является  уполномоченным  органом,  который утверждает  по соглашению с Федеральным органом  исполнительной власти  в области рыболовства  перечни  рыбопромысловых  участков,  включающих  в  себя  акватории внутренних вод Российской Федерации в  пределах Калужской области,  и определяет  на территории  Калужской  области,  в  соответствии  с  Порядком  определения  границ рыбопромысловых  участков,  утвержденных  Федеральным  агентством  по  рыболовству   №  338  от  22.04.2009,   границы  рыбопромысловых  участков,  а  также  организует  и проводит  конкурс  на  право  заключения  договора  о  предоставлении  этих рыбопромысловых участков. 

        Следовательно, Министерство  сельского хозяйства Калужской области обладало соответствующей  компетенцией  для  проведения  конкурса  на  право  заключения договора о предоставлении  рыбопромысловых  участков, расположенных  на  территории Калужской области. 

       Приказом Министерства сельского хозяйства Калужской области   № 143 от 08.07.2010  установлены  рыбопромысловые  участки  и  определены  их границы.

       Суд  обоснованно расценил данный приказ Министерства как нормативно правовой акт,  устанавливающий перечень рыбопромысловых участков и их границы, то есть нормы, устанавливающие специальный режим пользования указанными в приказе водоемами для неопределенного круга лиц.  Закрепление рыбопромыслового участка за пользователем для товарного рыбоводства ограничивает права граждан по использованию поверхностного водного объекта общего пользования, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. 6 ВК РФ).

            В соответствии со статьями 52 Закона Калужской области от 25.07.1995 №12 «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области»  нормативные правовые акты министерств Калужской области, затрагивающие права и обязанности граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации администрацией Губернатора Калужской области.

            Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Калужской области, не прошедшие государственную регистрацию и (или) не опубликованные в газете «Весть» или «Собрании нормативных правовых актов органов государственной власти Калужской области», не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (ст.ст. 53, 60 Закона №12).

Следовательно, оспариваемые действия ответчика по проведению конкурса относительно рыбопромысловых участков были основаны на правовом акте, не имеющем юридическую силу.

Кроме того, согласно п.5  Порядка №338  определение границ рыбопромысловых участков осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом предложений научно-исследовательских организаций и (или) федеральных государственных учреждений – по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов (бассейновых управлений), территориальных управлений Росбыболовства, при участии муниципальных образований и общественных объединений.

 Между тем ответчик не представил доказательства привлечения муниципального образования, в границах которого расположен пруд, к участию по определению границ рыбопромыслового участка (лот №245).

Согласно части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации  2006г. к поверхностным водным объектам относятся:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в т.ч. бухты, лиманы и др.); 2) водотоки (реки, ручьи, каналы); 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); 4) болота; 5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); 6) ледники, снежники.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Признав спорный пруд федеральной собственностью, суд первой инстанции исходил из такого критерия, что пруд не является замкнутым (обособленным) водоемом, а расположен на притоке реки Суходрев.

В Водном кодексе РФ 2006г.  исключен такой вид водного объекта, как замкнутый (обособленный) водоем.

Пруд представляет собой искусственный водоем, созданный как источник воды для орошения, разведения рыбы и водоплавающей птицы, хранения воды, проведения спортивных и оздоровительных мероприятий и других целей (Большой энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова).

Суд  полагает, что в отличие от Водного кодекса РФ 1995 года  действующий Водный кодекс Российской Федерации основан на принципе привязки водных объектов к земельным участкам, на которых они расположены. Пруд или  обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, могут принадлежать на праве собственности только собственнику земельного участка. Данный вывод вытекает из анализа следующих положений.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральным законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).

            В соответствии  ч.4, 5  статьи 7 Федерального закона  от 03.06.2006 №73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»  земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.

            При этом для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.

            Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты (ч.3 ст. 8 ВК РФ).

           

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по делу n А23-624/10Б-8-27. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также