Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 по делу n А68-3428/07-239/10. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

          ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

           300041,  г. Тула,  ул. Староникитская,  д.1

              E-mail: 20aas.arbitr.ru

 

 

             ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Тула                                                                                       Дело № А68-3428/07-239/10

04 июня 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2008 года.

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего                                   Тимашковой Е.Н.,

Судей                                                                   Полынкиной Н.А., Стахановой В.Н., 

по докладу судьи                                                Тимашковой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.,

   

 рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ПБОЮЛ Подгорной А.В. (регистрационный №20АП-1339/2008) на решение Арбитражного суда Тульской области от 29.02.08 и (регистрационный №20АП-1378/2008) на определение от 18.03.08 (судья Пестрецова Н.М.) по заявлению

ПБОЮЛ Подгорной А.В.

к ГУ-УПФ РФ по г.Ефремову и Ефремовскому району Тульской области, МИФНС России №2 по Тульской области,

о признании действий незаконными и возврате 7 232 руб.,

при участии:

от заявителя: Подгорная А.В. - предприниматель (паспорт 70 02 688553 выдан 06.06.02 Ефремовским РОВД Тульской области), 

от ответчиков:

ГУ-УПФР по г. Ефремову и Ефремовскому району Тульской области: не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

МИФНС России №2 по Тульской области:  не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

 

Предприниматель без образования юридического лица Подгорная Алевтина Васильевна (далее – Подгорная А.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда России по г.Ефремову и Ефремовскому району Тульской области (далее – ГУ-УПФР по г.Ефремову и Ефремовскому району, Пенсионный фонд) и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №2 по Тульской области (далее – Инспекция, налоговый орган) с требованиями (с учетом уточнений):

- признать незаконными действия ГУ-УПФР по г. Ефремову и Ефремовскому району Тульской области, выразившиеся в принятии решений №9 от 17.04.06 и №305 от 28.05.07 о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам и

пени в суммах, соответственно, 922,56 руб. и 1322,85 руб.,

- возвратить из бюджета незаконно удержанные страховые пенсионные взносы в размере 7232 руб.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 29.02.08  заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий ГУ-УПФР по г. Ефремову и Ефремовскому району Тульской области, выразившихся в принятии решения №305 от 28.05.07 в части взыскания в бесспорном порядке пени по страховым взносам в виде фиксированного платежа, направляемым на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 13,16 руб., обязании МИФНС России №2 по Тульской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя и возвратить Подгорной А.В. сумму 13,16 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Определением Арбитражного суда Тульской области от 18.03.08 в решении от 29.02.08 исправлена допущенная техническая опечатка.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Подгорная А.В. обратилась с апелляционными жалобами, в которых просит решение и определение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснение индивидуального предпринимателя, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Подгорная Алевтина Васильевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Администрацией г. Ефремова и Ефремовского района 22.03.94 за №804, что подтверждается свидетельством серии 71 №000695148 (08.10.04 прошла перерегистрацию).

         ГУ-УПФР по г. Ефремову и Ефремовскому району Тульской области были приняты решения №9 от 17.04.06 и №305 от 28.05.07 о принудительном взыскании недоимки по страховым взносам и пени в суммах, соответственно, 922,56 руб. и 1322,85 руб.

Не согласившись с действиями Пенсионного фонда, Предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением.

         Кроме того, поскольку Пенсионный фонд не вел надлежащим образом учет уплаченных ею сумм, производил повторные удержания из пенсии на основании принятых решений № 9 от 17.04.06 и №305 от 28.05.07, это привело к возникновению переплаты. Сумма переплаты 7 232 руб. взята из справки №40735 «О состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам» по состоянию на 29.01.08  и складывается из следующих сумм:

4 832 руб. — страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ по КБК 18210202030060000160;

1 500 руб. — страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в пенсионный фонд РФ на КБК 18210202040060000160;

900 руб. — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направленные на выплату накопительной части на КБК 18210202020060000160.

         В связи с тем, что указанные выше суммы обозначены в справке №40735 от 28.01.08 в графе «переплата», Подгорной А.В. также заявлены требования об их возврате.

Рассматривая дело по существу и частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Согласно ст. 6, ст. 17 Федерального закона №167-ФЗ от 15.12.01 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон 167-ФЗ) индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, обязанными в отношении себя самого своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

В соответствии с п.1 ст.28 Закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ (п.2).

Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в спорный период был установлен в размере 150 рублей в месяц и являлся обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В соответствии с конституционно-правовым смыслом положений пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона №167-ФЗ, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 12.04.05 №165-О, указанные нормы не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, предприниматель Подгорная А.В., 1947 года рождения, за период 2002 - 2007 годы не должна была уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа, направляемые на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом не установлено для органов Пенсионного фонда РФ.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренного вышеуказанной нормой права, такие правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что указанные в ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", в редакции Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ).

Следовательно, обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

В соответствии со статьей 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом. Поскольку порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов Законом №167-ФЗ не определен, то правоотношения по возврату (зачету) излишне уплаченных страховых взносов регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика (страхователя).

Порядок возврата излишне взысканного (удержанного) налога, сбора, а также пени регулируется ст. 79 НК РФ.

Согласно указанной правовой норме сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса (п. 1).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 2).

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, процентов на эту сумму (п. З).

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления этого факта.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 4).

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При этом процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 5).

Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2008 по делу n А68-3597/07-233/Б-07. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также