Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2010 по делу n А09-4488/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 27 сентября 2010 года Дело № А09-4488/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года. Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Капустиной Л.А., судей Заикиной Н.В., Каструба М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полозовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3362/2010) открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога, г. Москва, на решение Арбитражного суда Брянской области от 07.06.2010 года по делу №А09-4488/2009 (судья Матвеева Н.И.), принятое по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в лице филиала Московская железная дорога, г. Москва, к обществу с ограниченной ответственностью «ДААК-ТРЕЙД», г. Брянск, третье лицо: открытое акционерное общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», г. Москва, о взыскании 226 460 руб., при участии в судебном заседании: от истца: Вознюк Л.М., нач. юр. отд. Тульского отделения, доверенность №НЮ-3-15/496 от 12.08.2009; от ответчика: Ампилогова И.В., представителя, доверенность №040 от 25.11.2009; Жариновой И.И., представителя, доверенность №18 от 10.06.2010; от третьего лица: не явился, извещен судом надлежащим образом, установил: открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее — ОАО «РЖД») в лице филиала Московская железная дорога, г. Москва, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ДААК-ТРЕЙД» (далее — ООО «ДААК-ТРЕЙД»), г. Брянск, о взыскании штрафа в размере 226 460 руб. (т.1, л.д.2-3). Определением суда первой инстанции от 22.07.2009 года, принятым в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен филиал открытого акционерного общества «Центр по перевозке грузов в контейнерах «ТрансКонтейнер», г. Москва, (далее - ОАО «ТрансКонтейнер») (т.1, л.д. 64). Определением Арбитражного суда Брянской области от 19 октября 2009 года исковое заявление оставлено без рассмотрения (т.1, л.д.194-197). Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2009 года по делу №А09-4488/2009 определение Арбитражного суда Брянской области от 19.10.2009 оставлено без изменения (т.2, л.д. 107-112). Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17 марта 2010 года принятые судебные акты отменены, дело передано в Арбитражный суд Брянской области для рассмотрения по существу (т.2, л.д. 140-144). Решением Арбитражного суда Брянской области 07 июня 2010 года (судья Матвеева Н.И.) исковые требования удовлетворены частично: с ООО «ДААК-ТРЕЙД» пользу ОАО «РЖД» в лице филиала Московская железная дорога взыскан штраф в размере 50 000 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения (т.3, л.д. 50-57). Не согласившись с такой позицией арбитражного суда области, ОАО «РЖД» в лице филиала Московская железная дорога обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 176 460 руб. (т.3, л.д. 67-70). Оспаривая решение, заявитель ссылается на то, что суд не мог уменьшить размер процентов за просрочку исполнения денежного обязательства применительно к статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как данная мера носит компенсационный характер и направлена на возмещение убытков потерпевшей стороне, а не на снижение судом размера штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответчик представил письменные возражения на доводы апелляционной жалобы, изложенные в отзыве. Обращает внимание на то, что истец не является собственником использованных при перевозке контейнеров, в то время как при расчете штрафа он применяет провозную плату, установленную тарифом для оплаты контейнера, находящегося в собственности ОАО «РЖД». Указывает, что разница в провозной плате за использование одного универсального контейнера и отправки грузов крытыми вагонами с проводником составляет 4 655 руб. 71 коп., в то время как взысканный штраф равен 50 000 руб. В связи с этим просит суд апелляционной инстанции уменьшить размер штрафа, применив статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В судебном заседании второй инстанции представители сторон поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее. Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в суд своего представителя не направило. С учетом мнений представителей истца и ответчика судебное разбирательство проводилось в отсутствие неявившегося лица в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 №36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что при применении части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду следующее: если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции в судебном заседании выясняет мнение присутствующих в заседании лиц относительно того, имеются ли у них возражения по проверке только части судебного акта, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания. Отсутствие в данном судебном заседании лиц, извещенных надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части. Поскольку ответчик не заявил о пересмотре решения в необжалуемой части, законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части взысканной суммы неустойки. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения Арбитражного суда Брянской области в оспариваемой части. Судом первой инстанции установлено, что 25.03.2008 между ОАО «ТрансКонтейнер» (экспедитор) и ООО «ДААК-ТРЕЙД» (клиент) был заключен договор транспортной экспедиции № НКП МСК 148701/1342 (т.1, л.д. 46-49). По условиям указанной сделки экспедитор обязался за вознаграждение и за счет клиента выполнить и/или организовать выполнение указанных в заказе клиента транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов железнодорожным, водным или автомобильным транспортом по территории Российской Федерации (пункт 1.1 договора). Перечень и объем услуг, необходимых клиенту, должны были определяться клиентом в заказе по форме Приложения №1 к договору. Во исполнение условий указанной сделки ООО «ДААК-ТРЕЙД» (грузоотправитель) по транспортной железнодорожной накладной № ЭХ 115939 передало груз к железнодорожной перевозке по маршруту Брянск -Льговский Московской железной дороги - станция Абакан Красноярской железной дороги (т.1, л.д. 11-12). Из содержания железнодорожной накладной № ЭХ 115939 следует, что к отправке был предъявлен груз «халва» в количестве 4625 коробок, массой 19 000 кг. В графе «Наименование груза» указывалось, что контейнер и вагон не принадлежат перевозчику и являются собственностью ОАО «ТрансКонтейнер». При проверке груза на станции Абакан Красноярской железной дороги было установлено несоответствие фактически перевозимого груза сведениям, указанным в железнодорожной накладной ЭХ 115939, о чем составлен коммерческий акт № КРС 0800458/34 от 21.11.2008 и акт общей формы (т.1 л.д. 6-8). И указанных актов следовало, что в действительности перевозимым грузом являлась кукуруза консервированная и компот из слив в количестве 84 коробок по 12 банок, всего - 3 764 коробки. При этом контейнер был загружен до полной вместимости, груз погружен в нарушение ТУ гл. 12 п. 2, в отсутствие заградительного щита в дверном проеме, проложены картонные листы, в нарушение Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов и распоряжения ОАО РЖД НР 1398Р от 25/07-07, статьи 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В связи с допущенными ответчиком нарушениями в виде искажения наименования перевозимого груза в железнодорожной накладной, повлекшего снижение стоимости перевозки, ОАО «РЖД» в лице филиала Московская железная дорога обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Разрешая спор по существу, первая инстанция исходила из наличия оснований для взыскания штрафа за искажение сведений о наименовании груза, одновременно посчитав возможным применение статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проверив в порядке апелляционного производства оспариваемый судебный акт в оспариваемой части, правильность применения норм материального и норм процессуального права, а также соответствие выводов Арбитражного суда Брянской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает данный вывод суда правильным. В настоящем споре правоотношения сторон возникли из договора транспортной экспедиции № НКП МСК 148701/1342 от 25.03.2008. Правовое регулирование указанного договора определено главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом , транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Согласно статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. На основании статьи 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа). За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок, сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа, грузоотправители (отправители) несут ответственность, предусмотренную статьями 98 и 111 настоящего Устава. При обнаружении перечисленных обстоятельств перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (пункт 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 43). При этом, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 28 Постановления Пленума от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», при возникновении между грузоотправителем и перевозчиком спора, связанного с взысканием перевозчиком штрафа, предусмотренного статьей 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, арбитражным судам следует иметь в виду, что штраф за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов, особых отметок, сведений о грузах, их свойствах, в результате чего снизилась стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, взыскивается при условии представления перевозчиком доказательств, подтверждающих факт нарушения, вызвавшего одно из названных последствий. Из анализа указанных норм права и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что условиями для возложения гражданско-правовой ответственности за искажение наименования груза в транспортной железнодорожной накладной в виде штрафа являются: факт нарушения - искажение в транспортной железнодорожной накладной наименования грузов либо иных сведений о них; последствия, заключающиеся в снижении стоимости перевозок грузов или возможном возникновении обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; причинно-следственная связь между нарушением и последствиями. Обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена законом на истца. Из материалов дела следует, что 21.11.2008 на станции Абакан Красноярской Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2010 по делу n А54-1517/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|