Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу n А54-6162/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected]

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

20 августа 2010 года

                                   Дело № А54-6162/2009 С14

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме  20 августа 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей Заикиной Н.В., Капустиной Л.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13 апреля 2010 года по делу № А54-6162/2009 С14 (судья Бугаева Н.В.), принятое по иску ОАО «Спецстроймеханизация» к 1) администрации МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области, 2) Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области о взыскании задолженности в сумме 413 596 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 227 883 руб. 85 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: 18.08.2010 и 19.08.2010: не явился, извещен надлежаще;

от ответчика (заявителя) администрации МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области: 18.08.2010: Строилова П.А. – представителя по доверенности от 11.01.2010;

19.08.2010: не явился, извещен надлежаще;

от ответчика Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области: 18.08.2010 и 19.08.2010: не явился, извещен надлежаще,

 

установил:

 

открытое акционерное общество (далее – ОАО) "Спецстроймеханизация" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области и Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области  о взыскании задолженности по государственному контракту на капитальное строительство №14/8 от 30.03.2005 и государственному контракту о совместной деятельности на финансирование объекта: строительство станции обезжелезивания в г. Ряжске Рязанской области №14/8-с от 30.03.2005 в сумме 413 596 руб. и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 227 883 руб. 85 коп.

В последующем истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил исковые требования до суммы задолженности 413 596 руб., отказался от исковых требований о взыскании процентов. Судом области принято уменьшение иска и отказ от процентов.

Решением арбитражного суда от 13 апреля 2010 года с администрации муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в пользу ОАО "Спецстроймеханизация" взысканы 413 596 руб. задолженности и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9 771 руб. 92 коп. В остальной части иска производство по делу прекращено. В иске к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области  отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, администрация МО – Ряжский муниципальный район Рязанской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить.

По мнению заявителя жалобы, судом необоснованно не принято во внимание представленное дополнительное соглашение от 01.09.2005, согласно которому оплата и производство работ в 2005 году составляет 1 062 665 руб. Апеллянт ссылается на то, что судом не было рассмотрено заявление о недействительности соглашения об уступке права требования от 07.08.2006, заключенного с нарушением ст. 388 ГК РФ без согласия должника, личность которого имеет значение в договоре о совместной деятельности.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 18.08.2010 г. по 19.08.2010 г., о чем лица, участвующие в деле извещались под роспись в приложении к протоколу, а также путём размеще­ния объявления на официальном сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

После перерыва стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд представителей не направили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

30.03.2005 между Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, правопреемником которого является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, (государственный заказчик) и ОАО "Спецстроймеханизация" (подрядчик) заключен государственный контракт на капитальное строительство №14/8, в соответствии с которым государственный заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по объекту: строительство станции  обезжелезивания в г. Ряжске согласно проекту, утвержденному заказчиком.

Разделом 2 государственного контракта предусмотрено, что оплата и производство работ в 2005 году осуществляется в пределах бюджетных обязательств, установленных на 2005 год в соответствии с изменениями, вносимыми в приложение 25 Закона Рязанской области  "Об областном бюджете на 2005год" от 25.12.2004 № 147-ОЗ в размере 3500000 руб.

Цена в ходе строительства подлежит уточнению и пересчету согласно фактически выполненных объемов работ, подтвержденных актом формы КС-2 и справкой формы КС-3.

Пунктом 2.3 предусмотрено, что контракт финансируется государственным заказчиком за счет средств областного бюджета.

Государственный заказчик обязуется обеспечить открытие и финансирование строительства, оплатить выполненные подрядчиком по настоящему контракту работы в соответствии с актом выполненных работ формы КС-2 и справкой о стоимости выполненных работ формы КС-3 (пункт 4.4 контракта).

Пунктом 5.1 контракта определены сроки выполнения работ: начало работ - апрель 2005, окончание работ - ноябрь 2005.

Одновременно 30.03.2005 между Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, правопреемником которого является Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, (государственный заказчик), Администрацией  муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области (инвестор) и ОАО "Спецстроймеханизация" (подрядчик) заключен государственный контракт № 14/8-с о совместной деятельности на финансирование объекта: строительство станции обезжелезивания в г. Ряжске Рязанской области, с привлечением средств муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области в сумме 1 050 000 руб.

В соответствии с пунктом 2.1 государственного контракта № 14/8-с инвестор обязался профинансировать вышеназванный объект за счет средств муниципального образования в сумме 1050000 руб., которые перечисляет на  текущий счет государственного заказчика.

Государственный заказчик обеспечивает освоение капитальных вложений по данному объекту при условии перечисления инвестором государственному заказчику денежных средств и перечисляет их на счет подрядчика (пункт 2.2).

В пункте 2.4 контракта определены сроки выполнения работ: начало работ - апрель 2005, окончание работ - ноябрь 2005.

В пункте 3.2  государственного контракта № 14/8-с предусмотрено, что государственный заказчик не несет ответственность перед подрядчиком за задержку оплаты выполненных работ в случае несвоевременного поступления средств от инвестора.

02.02.2006  между государственным заказчиком, инвестором (муниципальным образованием - Ряжский муниципальный район) и подрядчиком заключено дополнительное соглашение к государственному контракту №14/8-с о совместной деятельности на финансирование объекта: строительство станции обезжелезивания в г.Ряжске Рязанской области, которым пункт 2.1.1. данного контракта изложен в следующей редакции: инвестор в 2006 году обязуется профинансировать вышеназванный объект за счет средств муниципального образования в сумме 2850000руб., которые перечисляет на текущий счет государственного заказчика. Согласно подписанному сторонами 14.02.2006 протоколу разногласий к дополнительному соглашению от 02.02.2006 его пункт 2.1.1 принят в редакции: инвестор в 2006 обязуется профинансировать вышеназванный объект за счет средств муниципального образования  в сумме 100000 руб., которые перечисляет на текущий счет государственного заказчика.

18.07.2006 между государственным заказчиком, инвестором и подрядчиком заключено дополнительное соглашение к  государственному контракту № 14/8-с о совместной деятельности на финансирование объекта: строительство станции обезжелезивания в г. Ряжске Рязанской области, которым пункт 2.1.1 указанного Контракта изложен в следующей редакции: инвестор обязуется профинансировать в 2006г. вышеназванный объект за счет средств муниципального образования в сумме 2850000 руб., которые перечисляет на расчетный счет подрядчика, и представляет копии документов, подтверждающих оплату, государственному заказчику.

ОАО "Спецстроймеханизация" выполнило работы по строительству станции по обезжелезиванию в г. Ряжске по государственному контракту № 14/8 от 30.03.2005. Стоимость работ составила 2 099 961 руб. На указанную сумму руководителями Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области ОАО "Спецстроймеханизация" подписаны акты о приемке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 за июль, август, октябрь 2005. При подписании указанных приемосдаточных документов, в которых определены объем, виды и стоимость выполненных работ, у заказчика не возникло каких-либо замечаний по выполненным работам. Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиками.

Ответчики не исполнили своих договорных обязательств по оплате выполненных работ в полном объеме, всего было оплачено 1 686 365 руб. по платежным поручениям №29 от 15.06.2005, № 178 от 07.11.2005 на сумму 1 062 665 руб. - государственным заказчиком и по платежным поручениям  № 117 от 22.02.2008, № 194 от 11.03.2008, № 789 от 11 .08.2008, № 818 от 13.08.2008, №210 от 28.11.2008 на сумму 623 700 руб. - инвестором.

Таким образом, сумма задолженности по неоплате выполненных подрядчиком работ по государственному контракту составила 413 596 руб.

07.08.2006 между государственным заказчиком - Управлением топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области, и подрядчиком - ОАО "Спецстроймеханизация было заключено соглашение об уступке права требования. В соответствии с переходом на казначейскую систему обслуживания и закрытием банковского счета государственный заказчик передает, а подрядчик - ОАО "Спецстроймеханизация" принимает на себя право его требования и становится кредитором  по государственному контракту № 14/8-с от 30.03.2005 на объект: строительство станции обезжелезивания в г. Ряжске Рязанской области.

Пунктом 2 соглашения об уступке права требования предусмотрено, что ОАО "Спецстроймеханизация" получает право требовать от должника - муниципального образования - Ряжский муниципальный район Рязанской области, исполнения следующих обязательств: оплаты выполненных работ в сумме 1 965 794 руб.

Возникшие между сторонами отношения регулируются главой 37 ГК РФ, определяющей отношения по договору подряда.

В соответствии с п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Согласно п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.

Нормами ст. 309 ГК РФ закреплен принцип обязательственных правоотношений, согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота и иными, обычно предъявляемыми требованиями.

В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства является недопустимым, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Как усматривается из материалов дела, факт выполнения ОАО "Спецстроймеханизация" подрядных работ в рамках контракта № 14/8 от 30.03.2005 на сумму 2 099 961 руб. подтверждается актами о приемке выполненных работ за июль, август, октябрь 2005,  подписанными сторонами без каких-либо претензий к объему, стоимости и качеству работ.

Муниципальное образование - Ряжский муниципальный район Рязанской области подписало государственный контакт № 14/8-с от 30.03.2005 и приняло на себя обязательства  по финансированию указанного объекта за счет муниципального образования в качестве инвестора.

Указанный муниципальный контракт по своей правовой природе является договором инвестирования, где инвестором является МО - Ряжский муниципальный район Рязанской области.

Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

По соглашению об уступке права требования от 07.08.2006 право требования задолженности за выполненные работы по государственному контракту №14/8-с от 30.03.2005 перешло подрядчику к муниципальному образованию – Ряжский муниципальный район в полном объеме в соответствии с указанной нормой права.

То обстоятельство, что в протоколе разногласий от 14.02.2006 к дополнительному соглашению от 02.02.2006 к государственному контракту  № 14/8-с от 30.03.2005 предусмотрено, что инвестор в 2006 году обязуется профинансировать объект за счет средств муниципального образования в сумме 100 000 руб., свидетельствует лишь о том, что данная сумма должна быть оплачена именно в 2006 году, однако, не освобождает его от обязанности оплатить подрядчику стоимость фактически выполненных работ.

Кроме

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2010 по делу n А62-1682/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также