Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу n А09-8636/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041,  г. Тула,  ул. Староникитская, д.1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тула

21 июля 2010 года

Дело № А09-8636/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Сентюриной И.Г.,

судей  Дайнеко М.М., Волковой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шмалий Т.М., рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Брянскспиртпром», г.Брянск (регистрационный номер – 20АП-2768/2010), на решение Арбитражного суда Брянской области от 26 апреля 2010 года по делу № А09-8636/2009 (судья Назаров А.В.), принятое по иску открытого акционерного общества «Брянскспиртпром», г.Брянск, к Управлению имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, к Анишковой Ирине Анатольевне, г.Брянск, третье лицо: ГАУ «Центр по оказанию государственных услуг в сфере земельных и имущественных отношений Брянской области», г.Брянск, о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка и изъятии из незаконного владения Анишковой И.А. земельного участка,

                                                            

при участии:

от истца: Илащук О.И.-по доверенности №71 от 08.04.10 г.,

от ответчика: Матюхов А.И.- по доверенности №1-8586 от 29.07.09 г.,

от третьего лица: Матюхов А.И.- по доверенности №1425 от 13.08.09 г.

установил:   открытое акционерное общество «Брянскспиртпром», г.Брянск, (далее - ОАО «Брянскспиртпром») обратилось в Арбитражный суд с иском к Управлению имущественных отношений Брянской области, г.Брянск, Анишковой Ирине Анатольевне, г.Брянск, о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Брянск, Советский район, улица Карачижская, 77, кадастровый номер 32:28:033417:962, площадью 7366 кв.м, для размещения складских помещений сроком на три года, и изъятии из незаконного владения Анишковой И.А. данного земельного участка и передаче его во владение и пользование ОАО «Брянскспиртпром».

Решением Арбитражного суда Брянской области от 26 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований ОАО «Брянскспиртпром» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Анишковой И.А. о признании недействительными результатов аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Брянск, Советский район, улица Карачижская, 77, кадастровый номер 32:28:033417:962, площадью 7366 кв.м, для размещения складских помещений сроком на три года, и изъятии из незаконного владения Анишковой И.А. данного земельного участка и передаче его во владение и пользование ОАО «Брянскспиртпром» отказано.

 Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО «Брянскспиртпром» обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает, что решение суда является незаконным и необоснованным и подлежит отмене.

Законность и обоснованность решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстан­ции не установлены основания для его отмены, предусмотренные ст. 270 АПК РФ.

С доводами ОАО «Брянскспиртпром», изложенными в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции согласиться не может в силу следующих обстоятельств.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил:

6 декабря 1994 года Комитетом по управлению госимуществом Администрации Брянской области вынесено Постановление №440 «О передаче не завершенного строительством гаража акционерному обществу «Брянскспиртпром» (правопредшественник ОАО «Брянскспиртпром»), в соответствии с которым на баланс АО «Брянскспиртпром» безвозмездно передан не завершенный строительством гараж, расположенный по адресу: г.Брянск, ул.Карачижская.

На основании Постановления Комитета по управлению госимуществом администрации Брянской области №440 от 06.12.1994,  заявке заказчика №1005 от 27.01.1995 и статьи 28 Земельного кодекса РСФСР, 6 мая 1995 года администрацией города Брянска вынесено Постановление №498 «О предоставлении земельного участка АООТ «Брянскспиртпром» для завершения строительства и последующей эксплуатации гаража на 25 автомашин по ул.Карачижской Советского района».

Согласно данному постановлению АООТ «Брянскспиртпром» предоставляется земельный участок общей площадью 10 039 кв.м по ул. Карачижской в Советском районе г. Брянска в границах, согласно прилагаемой к постановлению выкопировке, для завершения строительства и последующей эксплуатации гаража на 25 автомашин, в том числе:

- на праве аренды сроком на 49 лет - 8353 кв.м под гараж на 25 автомашин;

- на праве аренды сроком на 3 года - 1686 кв.м для организации подъезда с твердым покрытием.

17 июля 2009 года Управлением имущественных отношений Брянской области издан приказ №2643 «О выставлении на аукцион права на заключение договора аренды земельного участка площадью 7366 кв. м, расположенного по адресу: г.Брянск, Советский район, ул.Карачижская, 77, кадастровый номер 32:28:033417:962, для размещения складских помещений».

В соответствии с вышеуказанным приказом установлены начальный годовой размер арендной платы 2 500 000 руб., срок аренды земельного участка для размещения складских помещений - 3 года, а также Государственному автономному учреждению «Центр по оказанию государственных услуг в сфере земельных и имущественных отношений Брянской области» поручено провести аукцион, открытый по форме подачи предложений о размере годовой арендной платы земельного участка.

27 марта 2009 года ГАУ «Центр по оказанию государственных услуг в сфере земельных и имущественных отношений Брянской области» проведен аукцион по продаже права аренды земельного участка площадью 7366 кв.м, расположенного по адресу: г.Брянск, Советский район, ул.Карачижская, 77, кадастровый номер 32:28:033417:962 сроком аренды на три года.

Из протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 27.03.2009 №17А/09, для участия в аукционе поступили заявки от двух физических лиц - Анишковой Ирины Анатольевны и Штырхуновой Елены Леонидовны, по результатам рассмотрения поданных заявок указанные лица были допущены к участию в аукционе. Из протокола следует, что заявок от иных лиц в адрес организатора аукциона не поступало.

Согласно протоколу №17А/09 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка от 27.03.2009, Анишкова И.А. признана победителем аукциона.

На основании данного протокола 27.03.2009 между Управлением имущественных отношений Брянской области (Арендодатель) и Анишковой И.А. (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка №1371, по условиям которого Арендодатель предоставляет (передает) Арендатору земельный участок площадью 7366 кв.м, имеющий адресные ориентиры: город Брянск, Советский район, улица Карачижская, 77,  кадастровый номер 32:26:033417:962, за плату во временное владение и пользование (аренду), а Арендатор принимает участок для его использования в соответствии с условиями настоящего договора.

В соответствии с пунктом 2.1. договора, срок аренды участка составляет 3 (три) года с 27.03.2009 по 27.03.2012 и установлен с момента подписания сторонами акта приема-передачи участка.

На основании акта приема-передачи земельного участка от 27.03.2009, Управление имущественных отношений Брянской области передало, а Анишкова И.А. приняла земельный участок общей площадью 7366 кв.м на условиях аренды сроком на 3 (три) года с кадастровым номером 32:28:033417:962, находящийся по адресу: г.Брянск, Советский район, ул.Карачижская, 77, для использования в целях: для размещения складских помещений.

Ссылаясь на то, что Управление имущественных отношений Брянской области, являющееся собственником спорного земельного участка, ранее предоставленного в аренду ОАО «Брянскспиртпром», на котором расположен объект незавершенного строительства, принадлежащий ОАО «Брянскспиртпром», выставило на аукцион право аренды на часть данного участка, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просит признать недействительными результаты аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: город Брянск, Советский район, улица Карачижская, 77, кадастровый номер 32:28:033417:962, площадью 7366 кв.м, для размещения складских помещений сроком на три года, и изъятии из незаконного владения Анишковой И.А. данного земельного участка и передаче его во владение и пользование ОАО «Брянскспиртпром». Истец полагает, что в результате аукциона нарушены права общества как арендатора земельного участка, право на который возникло на основании постановления администрации г.Брянска №498 от 06.05.1995, которым обществу для строительства на праве аренды был предоставлен земельный участок по ул. Карачижской площадью 10 039 кв.м.

Рассмотрев заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства с учетом обстоятельств дела, исследованных в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Пунктами 1, 4, 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, в силу пункта 1  статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Из положений данной нормы права следует, что торги являются оспоримой сделкой, а споры о признании их недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.

           В параграфе 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации  закреплены основания недействительности сделок.

           В силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации   сделка недействительна по основаниям, установленным  Кодексом  в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Обращаясь с требованием  о признании торгов недействительными, апеллянт не указал, какие  именно нарушения требований закона влекут их безусловное признание недействительными.

По смыслу пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушения правил проведения торгов, установленных законом, должны быть столь существенны, что реализация права заинтересованного лица на предъявление иска о признании их недействительными, должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.

Данный вывод подтверждается и пунктом 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  из которого следует, что задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов  лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность.

Лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.

Признание же торгов недействительными и применение последствий их недействительности по одним лишь формальным основаниям не направлены на защиту прав и законных интересов истца.

Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Следовательно, истец, помимо указания на формальные нарушения при проведении торгов,  должен доказать и то, что удовлетворение иска и признание торгов недействительными приведет к защите и восстановлению его нарушенных прав и законных интересов.

К кругу заинтересованных лиц, выступающих в качестве истцов по данному спору, могут быть отнесены как непосредственные  участники торгов, так и  лица, которым отказано в их участии.

Истец ни к одной из этих категорий не относится.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что Управление имущественных отношений Брянской области на основании проведенного аукциона заключило договор аренды земельного участка с Анишковой И.А., который ранее был предоставлен в аренду АООТ «Брянскспиртпром».

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным доводом, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Согласно статье 53 Земельного кодекса РСФСР арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре.

В силу статьи 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.

Из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2001 №154-О, следует, что право лица на аренду имущества возникает в силу гражданского договора.

Следовательно постановление администрации г.Брянска №498 от 06.05.1995 не может являться основанием возникновения у истца права на заключение договора аренды на земельный участок по ул. Карачижской площадью 10 039 кв.м.

В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. В частности, на основании постановления органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка в аренду у управомоченного лица возникает право на заключение договора аренды такого

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2010 по делу n А23-38/10Г-20-3 . Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также