Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А62-2580/2007. Отменить решение полностью и принять новый с/аДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 E-mail:20aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Тула Дело №А62-2580/2007 14 мая 2008 года Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 года. Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2008 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего Тимашковой Е.Н., Судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г., по докладу судьи Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» (№20АП-1146/2008) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.08 (судья Ерохина Ю.В.) по делу №А62-2580/2007 по заявлению ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» к ИФНС России по Промышленному району г. Смоленска, о признании недействительным решения и о возврате излишне уплаченного земельного налога,
при участии: от заявителя: Прудникова Л.М. – юрисконсульт (дов. от 01.12.06 №1), от ответчика: Малахова Л.В. – начальник юротдела (дов. от 19.09.06 №29145),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Смоленская чулочная фабрика» (далее - ЗАО «Смоленская чулочная фабрика», Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Промышленному району г.Смоленска (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.03.07 №84 и о возврате излишне уплаченного земельного налога за 9 месяцев 2006 года в размере 968 913,57 руб. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 17.08.07 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением ФАС ЦО от 03.12.07 решение суда первой инстанции от 17.08.07 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в ином судебном составе. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15.02.07 в удовлетворении требований Общества отказано. Не согласившись с судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленный отзыв, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налогового расчета ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» по авансовым платежам по земельному налогу за 9 месяцев 2006 года, оформленной актом от 26.01.07 №111, установлено, что Общество в результате неправомерного применения льготы занизило земельный налог на сумму 968 913,57 руб. Решением Инспекции ФНС России по Промышленному району г.Смоленска от 30.03.07 №84 в связи с наличием на лицевом счете налогоплательщика переплаты по земельному налогу в сумме 975 000 руб. в силу пункта 1 статьи 109 НК РФ в привлечении к ответственности Общества отказано, начислений к уплате налога не произведено, но по факту установления неправомерного использования льготы предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет. Заявление Общества от 02.12.06 №19-08/1633 о возврате излишне уплаченного земельного налога за 9 месяцев 2006 года оставлено налоговым органом без удовлетворения. Посчитав, что действия Инспекции нарушают его законные права и интересы, ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области. Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельные участки, которые находятся на территории объекта археологического наследия и предоставлены заявителю в постоянное (бессрочное) пользование, не могут рассматриваться как ограниченные в обороте в соответствии с земельным законодательством и, следовательно, должны облагаться земельным налогом. Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям. В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Закон от 25.06.02 №73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия); ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов. Согласно п. "б" ст. 2 Положения об охране использования памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865, к памятникам истории и культуры относятся: памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов. Следует отметить, что изменение название объекта культурного наследия в ст. 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не повлияло на сущность этого объекта как объекта археологического наследия. В материалах дела имеется паспорт и учетная карточка от 15.01.82, оформленные Главным управлением по охране и использованию памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР, которые выданы на объект культурного наследия - древний культурный слой г. Смоленска XI - XVII в.в., типологической принадлежностью как памятник археологии. Данные документы свидетельствуют о наличии на участках, скрытых под землей, следов существования человека в XI - XVII в.в., выявленных путем проведения археологических раскопок (кожа, дерево, береста, остатки городских усадеб, различных мастерских и т.п.). Таким образом, название памятника соответствовало Положению об охране использования памятников истории и культуры, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865, действующему на момент составления паспорта и учетной карточки на памятник - культурный слой г. Смоленска Согласно приложениям к охранным обязательствам №№ 617, 616 от 28.08.2006 культурный слой г. Смоленска является памятником археологии федерального значения и принят на государственную охрану Постановлением Советов Министров РСФСР № 624 от 04.12.74 и решением Смоленской областной Думы № 171 от 31.10.96. Таким образом, данный памятник по своей сущности является объектом археологического наследия. Из буквального толкования п.2 ст.389 НК РФ следует, что для исключения земельного участка из объекта налогообложения необходимо наличие у плательщика не только документов, подтверждающих тот факт, что данный земельный участок занят объектом археологического наследия, но и доказательств ограничения в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст.11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Поскольку налоговое законодательство не устанавливает понятия «ограниченные в обороте», необходимо обратиться к ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п.п.4 п.5 которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. Из взаимосвязанных норм п.п.2 п.2 ст.389 НК РФ, п.п.2 п.2 ст.3 «Положения о земельном налоге на территории города Смоленска», а также п.п. 4 п. 5 ст.27 ЗК РФ следует, что не признаются объектами налогообложения земельные участки, отвечающие одновременно двум критериям: 1) земельные участки должны быть заняты объектами культурного наследия, признанными особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 2) земельные участки должны находиться в государственной или муниципальной собственности. С учетом сказанного, для признания земельного участка не подлежащим налогообложению не имеет значения категория земельного участка, его целевое назначение. В целях исключения земельного участка из объектов налогообложения достаточно подтвердить наличие на земельном участке объектов археологического наследия и принадлежность земельного участка Российской Федерации на праве собственности. Нахождение на земельном участке объекта археологического наследия установлено судом выше и подтверждено постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 03.12.2007. В отношении отнесения спорных земельных участков к государственной или муниципальной собственности суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее. В соответствии со ст.3.1 Федерального закона от 25.10.01 года установлены критерии отнесения земельных участков к государственной или муниципальной собственности: наличие на них зданий, строений, сооружений, находящихся соответственно в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, предоставление земельных участков соответственно органам государственной власти или органам местного самоуправления, казенным предприятиям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям и некоммерческим организациям, созданным этими органами, а также в иных случаях предусмотренных федеральным законодательством и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Согласно пунктам 3, 4 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного Кодекса, сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Как установлено судом, земельный участок площадью 4,02 га для размещения производственной базы по адресу г. Смоленск, ул. Соболева, 25, был предоставлен в постоянное бессрочное пользование ЗАО «Смоленская чулочная фабрика» постановлением мэра г.Смоленска от 30.07.93 №430, то есть до введения в действие Земельного кодекса РФ. Кроме того, как усматривается из преамбулы Постановления Главы г.Смоленска от 23.06.06 №1720 «Об утверждении проектов границ земельных Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2008 по делу n А62-515/08. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|