Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2010 по делу n А09-560/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

А09-560/2010

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

300041, г. Тула, ул. Староникитская, д. 1, [email protected] 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Тула

19 июля 2010 года

Дело № А09-560/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2010 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 июля 2010 года

Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каструба М.В.,

судей Юдиной Л.А., Можеевой Е.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбачевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Брянскпиво» на решение Арбитражного суда Брянской области  от 22 апреля 2010 года по делу №  А09-560/2010 (судья Зенин Ф.Е.), принятое по иску ОАО "Брянскпиво" к  ТСЖ "Володарка" о взыскании 12 447 руб. 45 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца (заявителя): не явился, извещен надлежаще;

от ответчика: не явился, извещен надлежаще,

установил:

открытое акционерное общество (далее – ОАО) «Брянскпиво» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском о взыскании с товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) «Володарка» 12 447 руб. 45 коп., в том числе 12 391 руб. 69 коп. долга по оплате тепловой энергии за октябрь 2009 года по договору от 01.12.2008 г. № 17 и 55 руб. 76 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.12.2009 г. по 18.12.2009 г.

Решением арбитражного суда от 22 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, ОАО «Брянскпиво» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить.

По мнению заявителя жалобы, ответчиком не было предоставлено сведений о том, что Законом Брянской области органы местного самоуправления были наделены правом на установление тарифа на тепловую энергию в связи с чем при расчете за теплоэнергию не может применяться тариф, установленный органом местного самоуправления. Апеллянт указывает, что тариф, установленный постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 30.12.2008 г. № 19/2-15т с 1 января 2009 года в размере 832 руб. 20 коп. за Гкал (без учета НДС), установлен для всех категорий потребителей ОАО «Брянскпиво», в том числе и для населения.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.07.2010 г. по 14.07.2010 г., о чем лица, участвующие в деле извещались путём размещения объявления на официальном сайте Двадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

После перерыва стороны, надлежащим образом уведомленные о дате и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ в отсутствие представителей сторон.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по следующим основаниям.

Между ОАО "Брянскпиво" (энергоснабжающая организация) и ТСЖ "Володарка"  (абонент) был подписан договор на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 № 17.

05.03.2009 ТСЖ «Володарка» обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к ОАО «Брянскпиво» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией № 17 от 01.12.2008 года, в части пунктов 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 3.3, 3.4,  4.1, 4.2, 4.3, 5.1.

Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.06.2009 по делу № А09-1799/2009 исковые требования ТСЖ «Володарка» к ОАО «Брянскпиво» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на пользование тепловой энергией № 17 от 01.12.2008 года, удовлетворены частично.

В соответствии с договором на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 № 17, заключенным между ОАО "Брянскпиво" (энергоснабжающей организацией) и  ТСЖ "Володарка" (абонентом), энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту  тепловую энергию в объемах и на условиях настоящего договора, а абонент обязался оплатить принятую тепловую энергию для отопления жилых домов по:  ул. Пушкина дом № 14, 16, 18, 20,  20а; ул. Красной Гвардии дом № 1, 1а; ул. Абашеева дом № 1, 3; пер. Димитрова дом № 2, и горячее водоснабжение дома по ул. Пушкина № 14 (п. 1.1. договора).

Обязательства по передаче тепловой энергии выполнялись истцом (теплоснабжающей организацией) надлежащим образом,  что ответчиком не оспорено.

В соответствии с условиями договора № 17 от 01.12.2008 истец произвел расчет задолженности, согласно которому ТСЖ «Володарка» обязано было оплатить 114 486 руб. 00 коп. за октябрь 2009. Обязательства по оплате потребленной тепловой энергии были исполнены ответчиком частично в размере 102 094 руб. 31 коп., в связи с чем образовалась задолженность в размере 12 391 руб. 69 коп.

Возникшие между сторонами отношения регулируются параграфом 6 главы 30 ГК РФ, определяющей отношения по договору энергоснабжения.

Согласно п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяют правила, установленные в ст.ст. 539-547 ГК РФ для договоров энергоснабжения.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии на основании п. 1 ст. 544 ГК РФ производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию в силу п. 2 указанной статьи определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В силу ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пунктом 5.3 договора на пользование тепловой энергией от 01.12.08 г. № 17 определено, что настоящий договор заключается на срок по 31.12.09 года.

В указанный период действовали "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила).

Как усматривается из материалов дела, покупка тепловой энергии осуществлялась ответчиком для отопления жилищного фонда, обслуживанием которого он занимается. При этом ТСЖ «Володарка» соответствует понятию "исполнитель", определенному п. 3 Правил, согласно которому исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, в целях оказания населению коммунальной услуги по горячему водоснабжению  товарищество, правильно определенное судом первой инстанции в силу пункта 3 Правил N 307 как исполнитель коммунальных услуг, обязано приобретать у ресурсоснабжающей организации, к которой относится компания, тепловую энергию.

В соответствии с п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307 установлено, что разъяснения по применению Правил дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, данным Министерством регионального развития Российской Федерации в письме от 29 ноября 2007 N 21492-СК/07, в силу п. 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: пункту 15 (в части тарифов на коммунальные ресурсы и услуги водоотведения, применяемых для расчетов ресурсоснабжающей организации с исполнителем, являющимся управляющей организацией, товариществом собственников жилья или специализированным жилищным потребительским кооперативом); пунктов 16 - 34 (в части порядка расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы и отведенные сточные воды, периодичности внесения такой платы, например, равномерности оплаты потребленной тепловой энергии исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а при отсутствии таких данных - по нормативам потребления и проведении 1 раз в год корректировки размера платы. С учетом нормы пункта 17 Правил оплата фактически потребленного количества тепловой энергии возможна только при применении двуставочных тарифов, включающих в себя постоянную составляющую ставку тарифа за мощность и переменную составляющую - ставку тарифа на тепловую энергию).

Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.

Согласно п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам с учетом таких показателей как: размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); общая площадь того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); общий размер платы за отопление в том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

В силу подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив потребления тепловой энергии на отопление и тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установив, что условия договора на пользование тепловой энергией от 01.12.2008 № 17 должны соответствовать требованиям "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, регулирующим условия, порядок расчета, изменения (корректировки) и внесения платы за подачу тепловой энергии, суд области сделал верный вывод о том, что к отношениям сторон по определению объема обязательств исполнителя в части оплаты стоимости потребленной тепловой энергии подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.

В силу п. 15 Правил размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Из приведенных норм следует, что плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений рассчитывается в том же размере, что и для исполнителей коммунальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае, фактическим потребителем коммунальных услуг является население, суд первой инстанции обоснованно установил, что размер платы в силу ст. 157 Жилищного кодекса РФ рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил N 307.

Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что коммунальный ресурс приобретался у ресурсоснабжающей организации (ОАО «Брянскпиво») ТСЖ «Володарка» как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям

Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2010 по делу n А09-564/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также