Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу n А09-870/2010. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 300041, г. Тула, ул. Староникитская, д.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Тула 12 июня 2010 года Дело № А09-870/2010 Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2010 года. Постановление изготовлено в полном объеме 12 июня 2010 года. Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тиминской О.А. судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н. по докладу судьи Тиминской О.А. рассмотрев апелляционную жалобу ИФНС России по Володарскому району г. Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 01.04.2010 года по делу № А09-870/2010 (судья Запороженко Р.Е.), принятое по заявлению ИП Богданова Н.Е. к ИФНС России по Володарскому району г. Брянска об оспаривании ненормативного правового акта при участии в заседании: от заявителя: Владимиров А.Н. – представитель (доверенность №1-1637 от 24.02.2010), от ответчика: Лобзина А.Н. – начальник юридического отдела (доверенность №1 от 07.08.2008), установил: Индивидуальный предприниматель Богданов Николай Евгеньевич (далее – предприниматель, ИП Богданов Н.Е.) обратился в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Володарскому району города Брянска (далее – ИФНС, Инспекция) о признании недействительным решения от 17.11.2009г. № 35 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решением суда от 01.04.2010 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме. Не согласившись с указанным решением суда, ИФНС подала апелляционную жалобу. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения исходя из следующего. Судом установлено, что Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ИП Богданова Н.Е. по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов. Заместителем Инспекции на основании акта выездной налоговой проверки №35 от 15.10.2009г. было вынесено решение № 35 от 17.11.2009г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности в виде штрафа на общую сумму 37 133,00 руб., доначислен НДФЛ в сумме 140 864,00 руб., ЕСН в сумме 40 539,00 руб. и НДС в сумме 195 043,00 руб., а также пени по указанным налогам на общую сумму 92 346,00 руб. Как следует из оспариваемого решения ИФНС, основанием для вывода о неправомерном применении ИП Богдановым Н.Е. налоговых вычетов по НДС, а также о необоснованном завышении расходов по НДФЛ и ЕСН послужило то обстоятельство, что расходы предпринимателя по приобретению товаров у организации-контрагента ООО «Прометей» документально не подтверждены, товары в адрес предпринимателя Обществом фактически не реализовывались, финансово-хозяйственные взаимоотношения между ООО «Прометей» и ИП Богдановым Н.Е. отсутствовали ввиду неподтверждения последним движения товаров и непредставления товарно-транспортных накладных. 03.12.2009г. предприниматель в порядке ст. 137 НК Российской Федерации обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС по Брянской области. 28.12.2009г. решением Управления ФНС по Брянской области апелляционная жалоба ИП Богданова Н.Е. на решение Инспекции от 17.11.2009г. № 35 оставлена без удовлетворения. Полагая, что указанное выше решение не соответствует налоговому законодательству и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ИФНС не представила каких-либо доказательств недобросовестности предпринимателя при реализации им права на использование налоговой выгоды при исчислении налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость, в том числе доказательств отсутствия реальной экономической цели, совершения предпринимателем и его контрагентами согласованных действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, и того, что предприниматель действовал без должной осмотрительности. При этом судом было установлено и не опровергнуто налоговым органом, что налогоплательщиком выполнены все необходимые условия для уменьшения налоговой базы по НДФЛ и ЕСН и применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренные статьями 171 и 172, 221, 237, 252 НК РФ. По правилам п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Согласно п.2 ст.171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ. Налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов (п.1 ст.172 НК РФ – в редакции, действовавшей до 01.01.2006). В соответствии с п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Порядок оформления и выставления счетов-фактур изложен в ст.ст. 168 и 169 НК РФ. Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в п.5 ст.169 НК РФ. Правовые последствия несоблюдения требований п.5 и п.6 ст.169 НК РФ установлены в п.2 ст.169 НК РФ: счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты по НДС обусловлено уплатой им суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции. В Определении от 15.02.2005 №93-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что по смыслу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, требование пункта 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик в качестве основания налогового вычета может представить только полноценный счет-фактуру, содержащий все требуемые сведения, и не вправе предъявлять к вычету сумму налога, начисленную по дефектному счету-фактуре, сведения в котором отражены неверно или неполно, направлено на создание условий, позволяющих оценить правомерность налогового вычета и пресечь ситуации, связанные с необоснованным возмещением (зачетом или возвратом) сумм НДС из бюджета. Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 24.11.2005 №452-О, от 18.04.2006 №87-О, от 16.11.2006 №467-О, 20.03.2007 №209-О неоднократно подчеркивал, что разрешение споров о праве на налоговый вычет, касающихся выполнения обязанности по уплате налога, относится к компетенции арбитражных судов, которые не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах, и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг), фактические отношения продавца и покупателя, наличие иных, помимо счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату налога в составе цены товара (работы, услуги), и т.п.). В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют следующие категории налогоплательщиков налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций». К указанным расходам налогоплательщика относится также государственная пошлина, которая уплачена в связи с его профессиональной деятельностью. На основании п. 3 ст. 237 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) налоговая база по ЕСН для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 настоящего Кодекса. Согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 НК РФ, налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база формируется налогоплательщиком по данным налогового учета, подтверждением которого являются первичные учетные документы. Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц. В рассматриваемом случае между ООО «Прометей» и ИП Богдановым Н.Е. были заключены договоры поставки товаров, обязанность поставки товаров по которым принимал на себя Поставщик (ООО «Прометей»). С целью проверки обоснованности заявленных ИП Богдановым Н.Е. по финансово-хозяйственным отношениям с ООО «Прометей» расходов по НДФЛ и ЕСН и налоговых вычетов по НДС ИФНС в налоговый орган по месту учета Общества были направлены поручения о проведении контрольных мероприятий в отношении организации-контрагента. По результатам контрольных мероприятий было установлено, что Общество сообщило, что финансово-хозяйственных взаимоотношений с ИП Богдановым Н.Е. не осуществляло, ККТ за организацией не зарегистрировано, согласно показаниям директора ООО «Прометей» Демиденко А.Д., договоров и дополнительных соглашений к ним, накладных, счетов-фактур, приходных кассовых ордеров им не оформлялось, счета-фактуры в адрес предпринимателя им никогда не выставлялись и не подписывались, доверенностей на право их выставления и подписи им не выдавались. Также ответчиком было установлено, что предпринимателем не были представлены товарно-транспортные накладные, подтверждающие движение приобретенного у Общества товара. Оплата за приобретенный товар производилась наличным путем. Установив данные обстоятельства, ИФНС пришла к вышеизложенным выводам. Указанные выводы ИФНС обоснованно были признаны судом первой инстанции несостоятельными исходя из следующего. Как усматривается из договоров поставки, обязанность поставки товаров принимал на себя Поставщик (ООО «Прометей») при условии наличия у поставщика товаров автотранспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности, либо на основании иных вещных прав и позволяющих осуществить поставку без привлечения сторонней организации заключение договора перевозки, а, следовательно, и составление товарно-транспортной накладной, не требуется. В то же время из акта налоговой проверки и оспариваемого ненормативного акта следует, что в ходе проведения налоговой проверки вышеуказанные обстоятельства налоговым органом не исследовались. Довод ИФНС об отсутствии зарегистрированной за организацией-поставщиком ККТ не согласуется с нормами действующего гражданского законодательства, поскольку в силу п. 2 ст. 861 ГК Российской Федерации расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. В соответствии с действующим законодательством подтверждение оплаты помимо кассовых чеков, служат бланки строгой отчетности - квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, формы которых утверждены Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2010 по делу n А54-2726/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|