Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу n А43-30253/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                            Дело № А43-30253/2008

04 июня 2009 года                                                          

Резолютивная часть постановления объявлена 28.05.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  04.06.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи   Рубис Е.А.,

судей  Протасова Ю.В., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Богдановой Т.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский электромеханический завод»  на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2009 по делу № А43-30253/2008, принятое судьей Степановой С.Н. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский электромеханический завод» о признании незаконным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  от 17.10.2008  № 159М-08/2.

В судебном заседании участвуют представители: общества с ограниченной ответственностью «Арзамасский электромеханический завод» - Галкин А.А. по доверенности от 01.01.2009, Романов В.А. по доверенности от 27.01.2009; Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии – Лычагина И.А. по доверенности от 15.12.2008, Шувалов В.П. по доверенности от 15.12.2008.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

   

Общество с ограниченной ответственностью «Арзамасский электромеханический завод» (далее - ООО «Арзамасский электромеханический завод», Общество, ООО «АЭМЗ») обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области о признании незаконным предписания Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии  (далее – Управление Ростехрегулирования, Ростехрегулирование) от 17.10.2008  № 159М-08/2, согласно которому Обществу предложено в установленный срок поверить неповеренные средства измерения, получить сертификаты об утверждении типа средств измерений ограничителей нагрузки кранов и ограничителя предельного груза.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2009 в удовлетворении заявленных требований ООО «АЭМЗ» отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Арзамасский электромеханический завод» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

ООО «Арзамасский электромеханический завод» полагает, что Управление Ростехрегулирования неправомерно расширило область своей деятельности, поскольку приборы безопасности, выпускаемые Обществом, не предназначены для применения в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора.

Кроме того, ООО «АЭМЗ» считает, что выпускаемые им приборы безопасности не относятся к средствам измерения.

Управление Ростехрегулирования  отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.

Представители Ростехрегулирования в судебном заседании возразили против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его принятым в соответствии с действующим законодательством.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  предписания государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:

- несоответствие предписания государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение предписанием государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжений от 10.10.2008 № 4/05-14/428, ТЗ  № 10-2008 от 05.09.2008 15-17.10.2008 Управлением Ростехрегулирования проведена проверка ООО «АЭМЗ» на предмет соблюдения им требований законодательства в области метрологии, стандартизации, единства измерений.

В ходе проверки установлено, что Общество специализируется на разработке, производстве, реализации и эксплуатационном сопровождении систем защиты, приборов и устройств безопасности для подъемных сооружений, в том числе  ограничители нагрузки крана ОНК-140, ограничители нагрузки башенного крана ОНК-160Б, ограничители нагрузки крана мостового ОНК-160М, ограничители нагрузки крана стрелового ОНК-160С, ограничители предельного груза ОПГ-1, и их модификаций.

Проверкой Ростехрегулирования установлена деятельность по выпуску пяти типов СИ (ограничители нагрузки кранов ОНК-140, ОНК-160Б, ОНК-160М, ОНК-160С, ограничитель предельного груза ОПГ-1) неутвержденного типа.

Кроме того, из подвергнутых надзору 354 единиц средств измерений (далее – СИ) выявлено применение 3-х неповереных единиц СИ в сферах распространения ГМКиН: «Испытания и контроль качества продукции» (манометр МТИ № 95646, логометр ТGL 19472); «Обеспечение безопасности труда» (шинный манометр МД МД-214 - 1 ед.).

Результаты     проверки     зафиксированы     в    акте    от   15-17.10.2008 № 159М-08.

По факту выявленных нарушений 17.10.2008 ООО «АЭМЗ»  выдано предписание  № 159М-08/1, которым обществу предложено в срок до 01.02.2009 поверить неповеренные средства измерения, получить сертификаты об утверждении типа средств измерений ограничителей нагрузки кранов и ограничителя предельного груза.

Не согласившись с указанным ненормативным правовым актом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.

Арбитражный суд Нижегородской области, отказал в удовлетворении иска исходя из того, что предписание выдано Управлением Ростехрегулирования в пределах своей компетенции, ООО «АЭМЗ» в нарушение положений Федерального закона от 27.04.1993  № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» выпускает и использует приборы безопасности грузоподъемных машин, являющиеся средствами измерения и не прошедшие испытаний с целью утверждения типа средств измерений, не внесенные в Государственный реестр средств измерений, соответственно, не поверенные. Оспариваемым предписанием не нарушаются права и законные интересы Общества в сфере осуществления им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Первый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает решение суда первой инстанции  подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 26.10.2006г. №283 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии» (далее - Приказ) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в субъектах Российской Федерации, входящих в состав соответствующего федерального округа, является территориальным органом Ростехрегулирования.

В силу п.2.2 Приказа территориальный орган Ростехрегулирования осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований

государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.

Согласно п.9.1. Приказа одной из основных задач территориального органа является государственный надзор в области обеспечения единства измерений.

В соответствии с п.11.3 Приказа территориальный орган на территории, установленной в соответствии со схемой размещения, дает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания и принимает мотивированные решения, предусмотренные административным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.

Пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 27.04.1993                   № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» предусмотрено осуществление государственного метрологического контроля и надзора, в том числе и за применением средств измерений и соблюдением метрологических правил и норм.

В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» средство измерения – это техническое устройство, предназначенное для измерения.

Постановлением от 17.05.2000 № 139-ст Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии введены в действие

для применения в Российской Федерации Рекомендации по межгосударственной стандартизации, принятые Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, РМГ29-99 «Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения» взамен ГОСТ 16263-70 непосредственно в качестве Рекомендаций по метрологии Российской Федерации.

Согласно п.6.2 Рекомендаций средство измерений - техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона Российской Федерации  от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» в сферах распространения государственного метрологического контроля и надзора средства измерений подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением типа средств измерений.

Решение об утверждении типа средств измерений принимается Госстандартом России и удостоверяется сертификатом об утверждении типа средств измерений. Срок действия этого сертификата устанавливается при его выдаче Госстандартом России.

Утвержденный тип средств измерений вносится в Государственный реестр средств измерений, который ведет Госстандарт России.

Испытания средств измерений для целей утверждения их типа проводятся государственными научными метрологическими центрами Госстандарта России, аккредитованными им в качестве государственных центров испытаний средств измерений.

На средство измерений утвержденного типа и на эксплуатационные документы, сопровождающие каждый экземпляр, наносится знак утверждения типа средств измерений установленной формы.

В силу п.1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке органами Государственной метрологической службы при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и эксплуатации. Допускаются продажа и выдача напрокат только поверенных средств измерений.

Перечни групп средств измерений, подлежащих поверке, утверждаются Госстандартом России.

В соответствии с п.4 ст. 1 Закона Российской Федерации  от 27.04.1993  № 4871-1 юридические и физические лица, выпускающие средства измерения из производства или ремонта, ввозящие средства измерений и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны своевременно представлять средства измерений на поверку.

Поверка средств измерений представляет собой совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям.

Порядок представления средств измерений на поверку устанавливается Госстандартом России, и в настоящее время действует Порядок проведения поверки средств измерений, утвержденный Приказом Госстандарта Российской Федерации от 18.07.1994 № 125, согласно п.1.7. которого  результатом поверки

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2009 по делу n А39-249/2009. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также