Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А79-10296/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир

29 мая 2009 года                                                               Дело № А79-10296/2008

Резолютивная часть постановления объявлена  25.05.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено   29.05.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тихонова Сергея Зиновьевича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.03.2009 по делу                              № А79-10296/2008, принятое судьей Филипповым Б.Н. по заявлению индивидуального предпринимателя Тихонова Сергея Зиновьевича о признании незаконным отказа администрации города Чебоксары Чувашской Республики в предоставлении в собственность земельного участка.

В судебном заседании участвуют представители:

индивидуального предпринимателя Тихонова Сергея Зиновьевича- лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации  и свидетельства о внесении в ЕГРИП от 30.12.2004 серия 21 № 001437846; Шмелева М.Е. по доверенности от 04.02.2009 сроком действия до 31.12.2009;

администрации города Чебоксары - Степанов С.А. по доверенности от 30.12.2008 № 29/01-4947 сроком действия до 31.12.2009.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Индивидуальный предприниматель Тихонов Сергей Зиновьевич (далее – Предприниматель, Тихонов С.З.) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Чебоксары Чувашской Республики в предоставлении в собственность земельного участка площадью 1528 кв.м. (0,1528), кадастровый номер 21:01:02 05 03:0005,  расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Николаева, 23 «б». Оспариваемое решение изложено в письме администрации города  Чебоксары от 05.12.2008 № Т-7016. Одновременно заявитель просил суд обязать орган местного самоуправления предоставить в установленном законом порядке в собственность испрашиваемый земельный участок.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 19.03.2009 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, Тихонов С.З. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлено по делу, что Тихонов Сергей Зиновьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным номером 304212736500262, что подтверждается свидетельством о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 21 № 001437846 от 30.12.2004.

Тихонову С.З. принадлежит на праве собственности одноэтажное кирпичное здание с не завершенными строительством одноэтажным кирпично-металлическим пристроем и одноэтажным кирпичным пристроем, общей площадью 246,2 кв.м, расположенными по адресу: город Чебоксары,                       ул. Николаева, д. 23б, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации права от 06.02.2004 серии 21АЖ № 219029.

На основании распоряжений администрации города Чебоксары от 13.04.2004 № 1181-р, от 28.10.2005 № 3954-р Тихонову С.З. предоставлен в аренду для эксплуатации нежилого здания на срок с 13.05.2003 до 13.05.2008 при условии благоустройства прилегающей территории площадью 1177 кв.м. земельный участок площадью 351 кв.м,  кадастровый номер                                    21:01:02 05 03:0005,  расположенный по улице Николаева, д.23б (категория земель - земли поселений).

23.03.2006 между Тихоновым С.З. (арендатор) и администрацией города Чебоксары (арендодатель) заключен договор аренды земельного участка № 70/2774-Л.

Согласно договору арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок, относящийся к землям поселений, кадастровый номер 21:01:02 05 03:0005, общей площадью 1528 кв.м, в том числе 351 кв.м для эксплуатации нежилого здания, 1177 кв.м - под благоустройство прилегающей территории, расположенный в г. Чебоксары по ул. Николаева, 23б. Срок действия договора установлен до 13.05.2008. Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 22.06.2007.

01.11.2008 Тихонов С.З. обратился в администрацию г. Чебоксары с заявлением о предоставлении в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность вышеуказанного земельного участка.

Письмом от 05.12.2008 администрация г. Чебоксары отказала заявителю в предоставлении данного земельного участка в собственность, мотивируя свое решение тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в рекреационной зоне Р-2, в которой предусмотрено размещение только скверов, садов и бульваров. Кроме того,  в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры Генерального плана развития города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 08.12.2004 № 1456, спорная территория входит в границы проектируемой магистральной автодороги общегородского значения.

Предприниматель не согласился с таким решением органа местного самоуправления и обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Отказывая Тихонову С.З. в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что решение администрации города Чебоксары соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Суд апелляционной инстанции считает, что отсутствуют основания для признания апелляционной жалобы Предпринимателя обоснованной и отмены решения арбитражного суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации  граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В силу части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Порядок отчуждения земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность физических и юридических лиц предусмотрен Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Статья 28 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

В силу статьи 4 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд признан утратившим силу абзац 7 статьи 28 Федерального закона о приватизации государственного и муниципального имущества, согласно которому не подлежали отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, в том числе, земель общего пользования, статья 28 дополнена абзацем следующего содержания: «Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки, находящиеся в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд».

Проанализировав положения федеральных законов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что имеющиеся в законах нормы, служащие основанием для отказа в приватизации земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд, и земельных участков, предусмотренных генеральными планами соответствующих территорий для использования в государственных и общественных интересах, идентичны по смыслу.

Генеральным планом города Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 08.12.2004 № 1456, предусмотрено строительство радиальной магистральной улицы от речного порта через район Грязевской стрелки, по ул. Цивильской до ул. Ленинского Комсомола и участка ул. Пролетарской до ул. Фадеева.

Из представленного в материалы дела разбивочного чертежа улицы, выкопировки из топографического плана города, прилагаемой к распоряжению администрации г. Чебоксары от 20.02.2007 № 500-р, усматривается, что испрашиваемый заявителем земельный участок налагается на земельный участок, на котором предполагается строительство радиальной автодороги.

В частях 1 и 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2009 по делу n А43-30357/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также