Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А39-4854/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                    

22 мая 2009 года                                                 Дело № А39-4854/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 18.05.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  22.05.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации городского округа Саранск на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009 по делу № А39-4854/2008, принятое судьей Савочкиным В.Н. по заявлению администрации городского округа Саранск о признании недействительными решения от 08.12.2008 № 244 и предписания от 08.12.2008 № 82 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия по делу № 239 о нарушении антимонопольного законодательства.

В судебном заседании участвуют представители:

администрации городского округа Саранск - Юськаев Р.К. по доверенности от 02.04.2009 № 20-д сроком действия один год.

Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, открытого акционерного общества «Центральный рынок» не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления № 39244, 39246).

Выслушав представителя заявителя апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Администрация городского округа Саранск обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее по тексту – Управление, антимонопольный орган)  решения от 08.12.2008 № 244 и предписания от 08.12.2008 № 82 по делу № 239 о нарушении антимонопольного законодательства.

Заинтересованным лицом по делу также является открытое акционерное общество «Центральный рынок».

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 06.03.2009 администрации городского округа Саранск отказано  в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, администрация  городского округа Саранск  обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить  и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивая на ее удовлетворении.

Управление представило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции. Одновременно антимонопольный орган ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Открытое акционерное общество «Центральный рынок» явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

В силу статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей антимонопольного органа и ОАО «Центральный рынок».

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативных  правовых актов, решений, действий государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решений, действий, ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением, действием, ненормативным актом государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлено по делу, что 26.09.2008 администрация городского округа Саранск издала постановление № 1542, которым ОАО «Центральный рынок» предоставлена субсидия в размере 5 700 000 руб. на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности.

Ненормативный правовой акт принят на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решения Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 № 415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год». При этом предварительное согласование антимонопольного органа получено не было.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установив данное обстоятельство и  усмотрев нарушение норм действующего законодательства, возбудило дело               № 239.

Решением Управления от 08.12.2008 № 244 администрация городского округа Саранск признана нарушившей часть 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Одновременно 08.12.2008 в адрес органа местного самоуправления выдано предписание № 82 о прекращении нарушения части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Не согласившись с принятыми антимонопольным органом решением и предписанием, администрация городского округа Саранск обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые решение и предписание  соответствуют Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и не нарушают права и законные интересы органа местного самоуправления.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» настоящий федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 22 Закона антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В силу статьи 23 Закона  антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете, и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

В силу пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006                         № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» государственная или муниципальная помощь представляет собой предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке.

Пункт 4 части 2 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006                        № 135-ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает, что к государственной или муниципальной помощи не относится предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном правовом акте требованию к виду деятельности получателя и месту ее осуществления получателем.

Таким образом, содержательно-правовой смысл положений пункта 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предполагает, что субсидии, выделяемые хозяйствующим субъектам за счет средств муниципального бюджета, могут как являться, так и не являться муниципальной помощью.

В  случае предоставления субсидии отдельному юридическому лицу (коммерческой организации) при наличии на указанном рынке иных коммерческих организаций определяющим фактором для квалификации субсидии как муниципальной помощи является наличие либо отсутствие в соответствующем нормативном акте представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год указания на получателя такой помощи.

Аналогичный вывод содержится в разъяснениях Федеральной антимонопольной службы, изложенных в письмах от 16.02.2007 № ИА/1938 и от 15.08.2007 № ИА/13955.

Согласно решению Совета депутатов городского округа Саранск от 07.09.2007 № 415 «О бюджете городского округа Саранск на 2008 год» из бюджета городского округа Саранск предоставляются субсидии юридическим лицам на возмещение затрат за аренду имущества, используемого на обеспечение уставной деятельности (пункт 17 раздела                 5 решения). При этом получатели субсидий , виды и место осуществления их деятельности не указаны. Решение содержит лишь указание на то, что порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением главы администрации городского округа Саранск.

Утвержденный постановлением главы администрации городского округа Саранск от 29.02.2008 № 225 Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, зарегистрированным на территории городского округа Саранск,  также не перечисляет конкретных получателей субсидий.

При таких обстоятельствах субсидия

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2009 по делу n А43-33057/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также