Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n А39-4468/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир

                                                                                                                       

04 мая 2009 года                                                             Дело № А39-4468/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено 04.05.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Урлекова В.Н.,  

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «Энергия»

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия  от 24.02.2009

по делу № А39-4468/2008,

принятое судьей Никишиной Т.Л.

по заявлению закрытого акционерного общества «Энергия»

о признании недействительными приказа Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Мордовия от 29.08.2008 № 502 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 19.08.2008 № 25 и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 19.08.2008 № 25 в части замечаний по пунктам 1, 3, 6, 8 и рекомендаций и предложений по пунктам 1, 2, 5, 7,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Энергия» – Григорьева Д.И.,  директора, Седова С.В. по доверенности от 10.11.2008;

от Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Мордовия – Стрижковой Т.В. по доверенности от 28.04.2009 № 1830-09, Титовой Г.В. по доверенности от 28.04.2009                         № 1831-09, Костькиной Т.В. по доверенности от 19.01.2009 № 231-09,

и установил:

закрытое акционерное общество «Энергия» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными приказа Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Мордовия (далее - Управление) от 29.08.2008 № 502 об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Общества и заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Общества от 19.08.2008 № 25 в части замечаний по пунктам 1, 3, 6, 8 и рекомендаций и предложений по пунктам 1, 2, 5, 7.

Решением от 24.02.2009 Арбитражный суд Республики Мордовия  отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд пришел к выводу, что обжалуемые ненормативные акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.

Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и сводятся к тому, что заключение комиссии государственной экологической экспертизы в оспариваемой части не соответствует требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», а потому его утверждение приказом Управления от 29.08.2008 является неправомерным.

Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, уточнив ее.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.02.2009 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как установлено судом первой инстанции, Общество осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами.

В связи с окончанием срока действия лицензии и планируя осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, Общество в целях получения соответствующей лицензии 04.07.2008 направило в Управление материалы обоснования намечаемой деятельности.

19.08.2008 экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, образованной в соответствии с приказом Управления от 24.07.2008 № 423, было составлено заключение № 25 материалов обоснования намечаемой деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов Общества, согласно которому материалы обоснования намечаемой деятельности Общества по объему и содержанию не в полной мере соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и обращения с опасными отходами; указанные материалы должны быть доработаны с учетом замечаний, рекомендаций и предложений, изложенных в данном заключении, и представлены на повторную государственную экологическую экспертизу.

29.08.2008 Управление приказом № 502 утвердило указанное заключение комиссии государственной экологической экспертизы.

Посчитав приказ от 29.08.2008 № 502 и частично заключение от 19.08.2008 № 25 противоречащими требованиям действующего законодательства и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

22.11.2004 приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 224 утверждено Положение об Управлении по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Мордовия.

Пунктом 7.13 указанного Положения предусмотрено, что Управление организует и проводит в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу, а также осуществляет контроль за выполнением требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995                         № 174-ФЗ (далее - Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ) «Об экологической экспертизе» под экологической экспертизой понимается установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу статей 11, 12 данного Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества в Управление и составления заключения) объектами государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровня являются материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995                      № 174-ФЗ предусмотрено, что результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995             № 174-ФЗ заключение государственной экологической экспертизы представляет собой документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общество настаивает на несоответствии заключения государственной экологической экспертизы от 19.08.2008 № 25 в оспариваемой части требованиям статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ ввиду необоснованности содержащихся в нем выводов.

При обращении с заявлением в арбитражный суд первой инстанции Общество оспаривало заключение государственной экологической экспертизы в части замечаний по пунктам 1, 3, 6, 8 и рекомендаций и предложений по пунктам 1, 2, 5, 7. В апелляционной жалобе Общество также подтвердило свои доводы относительно оспариваемой части заключения.

Вместе с тем в судебном заседании суда апелляционной инстанции директор Общества согласился с заключением государственной экологической экспертизы и, соответственно, с решением суда в части обоснованности замечания по пункту 8, а также в части рекомендаций и предложений по пунктам 1, 2 (протокол судебного заседания от 29.04.2009).

Таким образом, Общество фактически не согласно с заключением государственной экологической экспертизы только в части замечаний по пунктам 1, 3, 6 и рекомендаций и предложений по пунктам 5, 7.

В пунктах 1, 3 замечаний оспариваемого заключения указано, что термодемеркуризационная установка УРЛ-2м в Обществе не работает в соответствии с техническими характеристиками установки УРЛ-2м (остаточное содержание ртути в отходящих газах (0,00474 мг/м³; 0,0017304 мг/м³) превышает нормируемый показатель (0,0003 мг/м³) соответственно в 15,8 и 5,8 раза); не учтен отход, содержащий ртуть (фильтр, загрязненный ртутью).

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов ртуть является отходом 1 класса опасности.

Пунктом 14.3 Санитарных правил при работе с ртутью, ее соединениями и приборами с ртутным заполнением (СП 4607-88), утвержденных главным государственным санитарным врачом СССР 04.04.1988, предусмотрено, что очистка загрязненного парами ртути и аэрозолем ее соединений воздуха и условия выброса его в атмосферу должны обеспечить соблюдение предельно допустимой концентрации паров аэрозолей ее неорганических соединений в атмосферном воздухе населенных пунктов (0,0003 мг/м.куб.).

В соответствии с Техническим описанием (раздел 3) термодемеркуризационная установка предназначена для обеспечения качественной демеркуризации материалов и высокоэффективного улавливания ртути, испаряющейся в процессе демеркуризации ламп и материалов; содержание ртути в выхлопных газах не должно превышать ПДК ртути для атмосферного воздуха жилых районов, которое составляет 0,0003 мг/м.куб.

Следовательно, требования к остаточному содержанию ртути в отходящих газах - 0,0003 мг/м.куб., указанные в Техническом описании к термодемеркуризационной установке УРЛ-2м, являются требованиями СП 4607-88, а значит, не могут быть изменены и противоречить нормативным документам при работе с ртутью.

Кроме того, показатель остаточного содержания ртути подтвержден санитарно-эпидемиологическим заключением Главного центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России от 25.01.2008 № 77.МО.01.361.П.003228.01.08.

Между тем из протоколов замеров, выполненных филиалом Федерального государственного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Республике Мордовия» ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу», от 24.06.2008

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2009 по делу n А79-10152/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также