Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А11-9045/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600000, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                    

16 февраля 2009 года                                     Дело № А11-9045/2008-К2-24/516

Резолютивная часть постановления объявлена 09.02.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено  16.02.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 26.11.2008 по делу № А11-9045/2008-К2-24/516, принятое судьей Андриановой Н.В. по заявлению открытого акционерного общества «Владимирская энергосбытовая компания» о признании незаконными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 01.07.2008 по делу № 22/08.

В судебном заседании участвуют представители:

открытого акционерного общества «Владимирская энергосбытовая компания» -  Кудрявцева М.Г. по доверенности от 09.01.2008 № 1 сроком действия до 31.12.2009, Молчанов Д.В. по доверенности от 30.09.2008 № 284;

Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области -  Ткачева О.А. по доверенности от 13.01.2009 № 5 сроком действия до 31.12.2009, Шибаева Н.И. по доверенности от 13.01.2009 № 2 сроком действия до 31.12.2009.

Мурадян В.В., Мурадян Н.П. не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомлениЯ №№ 08668,08669).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Владимирская энергосбытовая компания» (далее - Общество, ОАО «Владимирэнергосбыт») обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с требованием о признании незаконными решения и предписания комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области (далее – Управление, антимонопольный орган) от 01.07.2008 по делу № 22/08.

Заинтересованными лицами по делу также являются Мурадян В.В. и Мурадян Н.П.

Решением Арбитражного суда Владимирской области от 26.11.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Мурадян В.В. и Мурадян Н.П. в судебное заседание  не явились, отзыв на апелляционную жалобу не представили.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся  лиц, участвующих в деле, и их представителей.

Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями       257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Установлено по делу, что  на основании постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.10.2006 № 23/1 с 01.09.2006 гарантирующим поставщиком на территории Владимирской области, за исключением зон деятельности ОАО «Владимирские коммунальные системы» и ООО «Русэнергосбыт»,  является открытое акционерное общество «Владимирская энергосбытовая компания».

Территория Александровского района Владимирской области также является зоной деятельности ОАО «Владимирэнергосбыт» как гарантирующего поставщика.

Мурадян В.В. и Мурадян Н.П. принадлежит на праве совместной собственности жилой дом общей полезной площадью     206,8 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 5000 кв.м с кадастровым номером 33:01:00 15 05:0047 в д.Перематкино Лизуновского сельского округа Александровского района Владимирской области (далее - д.Перематкино, населенный пункт). Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи земельного участка и жилого дома от 29.10.2002, зарегистрированного в установленном законом порядке на имя Мурадян В.В.

Энергоснабжение населенного пункта осуществляется с п/ст. «Мосэнерго» ТП-160 кВа № 551. Договор на энергоснабжение с энергопринимающего устройства, от которого происходит энергоснабжение д.Перематкино, заключен 01.04.2007 между Обществом и  ООО «Пламя» (договор № 55).

В приложении к договору энергоснабжения между ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Пламя» в перечне присоединенных мощностей значится 28 жилых домов д.Перематкино, в том числе и дом Мурадян В.В. Оплата электрической энергии  населением регулярно осуществлялась в кассу ООО «Пламя», что свидетельствует о наличии фактических договорных отношений.

08.05.2008 в Управление поступило обращение жителей д.Перематкино, в котором сообщалось о невозможности заключить с  ОАО «Владимирэнергосбыт» договор энергоснабжения. Поскольку к заявлению не были приложены какие-либо документы, антимонопольный орган направил запрос в Общество о разъяснении сложившейся ситуации.

Также установлено, что 12.05.2008 Мурадян В.В. обратился в Общество с заявлением о заключении с ним письменного договора энергоснабжения дома, находящегося  в д.Перематкино.

16.05.2008 ОАО «Владимирэнергосбыт» сообщило антимонопольному органу, что заявление от жителей населенного пункта поступило, но Общество будет вынуждено отказать в заключении договора энергоснабжения.

Письмом от 21.05.2008 № 14-03/1601 Общество уведомило Мурадян В.В. о невозможности в данный момент заключить договор энергоснабжения и  разъяснило заявителю условия его заключения: представление предусмотренного законодателем перечня документов, а также расторжение договора энергоснабжения с ООО «Пламя».

Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10.06.2008 № 32 возбуждено дело № 22/08 по признакам нарушения ОАО «Владимирэнергосбыт» требований пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.06.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решением комиссии Управления от 01.07.2008 признан факт нарушения ОАО «Владимирэнергосбыт» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе заключить договор поставки электрической энергии с Мурадян Н.П., что привело к ущемлению интересов данного лица.

На основании решения Обществу выдано предписание от 01.07.2008            № 22/08 о прекращении нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.06.2007 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» путем заключения договора энергоснабжения жилого дома Мурадян (деревня Перематкино, Александровского района, Владимирской области) в срок до 01.08.2008 года.

Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

Суд апелляционной инстанции полагает, что основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют с учетом следующего.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно статье 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган выполняет следующие основные функции:

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.

Статья 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет полномочия антимонопольного органа, к которым относятся:

возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства;

выдача в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний.

         Статья 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет:

товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;

конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2009 по делу n А11-9722/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также