Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по делу n А38-2449/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                            

                                                                         

16 января 2009 года                                              Дело № А38-2449/2008-12-136

Резолютивная часть постановления объявлена  12.01.2009.

Постановление в полном объеме изготовлено   16.01.2009.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.11.2008 по делу № А38-2449/2008-12-136, принятое судьей Вопиловским Ю.А. по заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл о признании недействительным приказа Министерства финансов Республики Марий Эл от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств».

В судебном заседании участвуют представители:

Министерства сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл – Сырейщикова Е.В. по доверенности от 11.01.2009 № 03-14-01 сроком действия один год, Васильева В.Н. по доверенности от 11.01.2009 № 03-14-02 сроком действия один год;

Министерство финансов Республики Марий Эл, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл, Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления №№ 27651, 27653, 27654).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела,  Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл (далее - Минсельхозпрод Республики) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным приказа Министерства финансов Республики Марий Эл от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств».

Заинтересованными лицами по делу также являются Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл, Управление Федерального казначейства Республики Марий Эл.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 10.11.2008  требования заявителя удовлетворены и приказ Министерства финансов Республики Марий Эл от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств» признан недействительным как не соответствующий Бюджетному кодексу Российской Федерации .

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство финансов  Республики Марий Эл обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

Представитель Министерства финансов Республики Марий Эл в судебное заседание не явился.

Представители Минсельхозпрода поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу, указывая на законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции.

Управление Федерального казначейства по Республике Марий Эл в своем отзыве указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, направило в суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции. Также оно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность и обоснованность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что на основании удостоверения от 14.04.2008                № 42 специалистами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл осуществлена проверка правомерности и эффективности использования Минсельхозпродом Республики средств федерального бюджета, а также имущества, находящегося в федеральной собственности за 2006 и  2007 годы. Проверка проведена в рамках Межведомственного плана мероприятий по защите средств федерального бюджета, направленных на развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации  на 2006-2010 и реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК», в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Программой проверки, утвержденной руководителем Управления.

Проверкой установлено, что Минсельхозпрод Республики совер­шило бюджетное правонарушение в виде нецелевого использования средств федерального бюджета: в 2006 году на сумму 295 400 руб. предоставлены субсидии гражданам, проживающим не в сельской местности; на сумму                234 100 руб.-  гражданам, не состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; на сумму 2 202 000 руб.-  гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 2007 году на сумму                 360 000 руб. предоставлены субсидии гражданам, не нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Результаты проверки оформлены актом проверки от 23.05.2008, который подписан представителем проверяемого Министерства с замечаниями от 23.05.2008, которые были отклонены проверяющим органом.

По результатам проверки орган финансово-бюджетного надзора вынес 30.05.2008 представление № 26, в котором предложил Минсельхозпроду Республики  рассмотреть представление и принять меры по недопущению в дальнейшем указанных в представлении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, сообщить о результатах рассмотрения представления в срок не позднее 30 дней с даты его получения.

На указанное представление Минсельхозпрод Республики письмом от 24.06.2008 № 12-23-135 сообщило органу финансово-бюджетного надзора, что оно не согласно с выводами проверки.

Письмами от 30.05.2008 № 08-01-09/489, 08-01-09/490 орган бюджетного надзора проинформировал Прокуратуру Республики Марий Эл, Управление Федеральной службы безопасности по Республике Марий Эл о фактах нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленных в деятельности заявителя.

Также о фактах нецелевого использования средств федерального бюджета, выявленных в деятельности заявителя, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл проинформировало письмом от 11.07.2008                                № 08-01-10/680  Министерство финансов  Республики Марий Эл.

23.07.2008 Министерство финансов Республики Марий Эл издало приказ № 74 о/д , которым предусмотрено осуществить блокировку расходов бюджета на сумму средств, использованных Минсельхозпродом Республики  не по целевому назначению в сумме 3 091 500 руб., в том числе: за 2006 год - в сумме 2 731 500 руб. и за 2007 год - в сумме 360 000 руб.

Уведомлением от 30.07.2008 № 004 Министерство финансов  Республики Марий Эл сократило Минсельхозпроду Республики  лимиты бюджетных обязательств на 2008 год на сумму 3 091 500 руб.

Не согласившись с приказом Министерства финансов Республики Марий Эл от 23.07.2008 № 74 о/д «Об изменении (уменьшении) лимитов бюджетных обязательств», Минсельхозпрод Республики  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, но не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации и нарушает права и законные интересы Минсельхозпрода Республики в сфере экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства финансов Республики Марий Эл и отмены решения Арбитражного суда Республики Марий Эл, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  недействительным ненормативного правового акта государственного органа суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта  государственного органа закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет, что блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.

Согласно статье 284.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии со статьей 88 Закона Республики Марий Эл от 30.07.2007 № 42-З «О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл» правом применения мер принуждения обладают министр финансов Республики Марий Эл и его заместители (в соответствии с их полномочиями).

Статья 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет  нецелевое использование бюджетных средств как  направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Из содержания указанной правовой нормы следует, что объективная сторона бюджетного правонарушения выражается в совершении конкретных платежно-расчетных операций по расходованию бюджетных средств. При неустановлении фактов совершения таких операций лицо не может быть признано совершившим бюджетное правонарушение, предусмотренное статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от 03.12.2002           № 858 утверждена Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года» (далее - ФЦП «Социальное развитие села до 2010 года»).

В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает:

формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов строительства (приобретения) жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;

создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.

Средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации обеспечивает формирование нормативной правовой базы для эффективного решения жилищной проблемы в сельской местности в соответствии с соглашением между ними и с учетом предложений Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству оказывает методологическую и консультативную помощь субъектам Российской Федерации в решении вопросов разработки и внедрения механизмов жилищного кредитования, обеспечивает проведение мониторинга преобразований в жилищной сфере села в целях осуществления анализа ситуации, обобщения и распространения опыта регионов и эффективных методов реализации жилищной политики в сельской местности.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в соответствии с соглашением между ними обеспечивают выполнение мероприятий по развитию жилищного строительства в сельской местности согласно приложению № 1.

Реализация указанных мероприятий позволит:

улучшить жилищные условия сельских семей и повысить уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности;

сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2009 по делу n А43-14447/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также