Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А11-761/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4 http://1aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Владимир 15 сентября 2008 года Дело № А11-761/2008-К2-27/51 Резолютивная часть постановления объявлена 09.09.2008. В полном объеме постановление изготовлено 15.09.2008. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Кирилловой М.Н., Рубис Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 07.07.2008, принятое судьей Поповой З.В. по заявлению открытого акционерного общества «Судогодский молочный завод» о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Владимирской области от 09.11.2007 № 21; при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора – объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ» и Департамента по труду и занятости администрации Владимирской области. В судебном заседании приняли участие представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Владимирской области - Пикина Т.М. по доверенности от 09.09.2008 № 03-01-004499, Безбородова В.А. по доверенности от 09.09.2008 № 03-01/004449, Серегина А.В. по доверенности от 09.09.2008 № 03-01/004489, Сидорова Е.А. по доверенности от 06.02.2008 № 03-01/562; открытого акционерного общества «Судогодский молочный завод» - Усоева С.В. по доверенности от 11.02.2008 № 2; Департамента по труду и занятости администрации Владимирской области - Афанасьева О.С. по доверенности от 24.04.2008 № 16, Квасов С.М. по доверенности от 24.04.2008 № 18, Семенов Н.П. по доверенности от 24.04.2008 № 17. Представитель объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ», надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил: открытое акционерное общество «Судогодский молочный завод» (далее по тексту – Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Владимирской области (далее по тексту – Инспекция, заявитель) от 09.11.2007 № 21 в части: - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога за 2005 год в виде штрафа в размере 75 593 рублей, за 2006 год – 68 787 рублей; - привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации, за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, за 2005 год в виде штрафа в размере 32 309 рублей, за 2006 год – 99 013 рублей; - начисления единого социального налога за 2005-2006 годы в размере 1 739 689 рублей, пеней по единому социальному налогу в размере 227 133 рублей; - начисления налога на доходы физических лиц за 2005-2006 годы в размере 656 110 рублей, пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 127 508 рублей; - предложения уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в размере 472 664 рублей, за 2006 год в размере 461 158 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 112 385 рублей. Суд первой инстанции решением от 07.07.2008 заявление общества удовлетворил, решение инспекции от 09.11.2007 признал недействительным в оспоренной части. Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что решение принято судом первой инстанции в результате нарушения норм процессуального права и неправильного применения норм материального права. Кроме того, не доказанными являются обстоятельства, которые суд посчитал установленными. По мнению Инспекции, суд первой инстанции, делая вывод о правомерности выплаты компенсаций, руководствовался актом обследования объединения профсоюзов России «СОЦПРОФ», который в свою очередь не является документом, подтверждающим наличие вредных, опасных или тяжелых условий труда в Обществе, и, кроме того, оформлен с нарушением действующего законодательства. Инспекция также считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял довод налогового органа о том, что правомерность оспариваемого решения так же подтверждается тем, что компенсации установлены всем без исключения работникам. Перечень работников, трудящихся на работах с вредными, опасными, тяжелыми условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда определен произвольно и туда были включены все имеющиеся по штатному расписанию Общества должности. По мнению заявителя, вывод суда о том, что выплаты, производимые Обществом работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, являются компенсационными в смысле, придаваемом статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, и поэтому не подлежат обложению единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, является необоснованным. Инспекция утверждает, что в рассматриваемом случае Общество не представило подтверждения несения работниками реальных затрат, связанных с работой в особых условиях труда, следовательно исключение спорных выплат из налогооблагаемой базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц на основании статей 217, 237 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно. Инспекция не согласна и с выводом суда о том, что действующее законодательство не связывает право налогоплательщика на установление спорных компенсационных выплат лишь после установления доплат, предусмотренных статьями 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе налоговый орган также делает вывод о том, что получение Обществом налоговой выгоды является единственной целью совершения рассматриваемых операций по выплате работникам сумм компенсаций за особые условия труда. В судебном заседании представители инспекции поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным. Общество, представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее не подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции – законным и обоснованным. В судебном заседании представители общества поддержали позицию налогоплательщика. Департамент по труду и занятости администрации Владимирской области (далее по тексту – Департамент), представив отзыв на апелляционную жалобу, считает ее подлежащей удовлетворению. В судебном заседании представитель Департамента поддержал позицию налогового органа. Объединение профсоюзов России «СОЦПРОФ» (далее по тексту – Объединение профсоюзов), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителя Объединения профсоюзов. Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Как следует из материалов в дела, руководствуясь обращением администрации Общества и его профсоюзной организации, комиссия технической инспекции труда Объединения профсоюзов провела обследование условий труда работников Общества, по результатам которого все работники признаны работающими во вредных и тяжелых условиях труда. По результатам обследования Объединением профсоюзов составлен акт от 26.06.2003, в соответствии которым профсоюзному активу, администрации Общества совместно с технической инспекцией охраны труда необходимо разработать и включить в коллективный договор полный перечень компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. В 2004 году Объединением профсоюзов подготовлены «Рекомендации по установлению компенсационных выплат работникам Общества, исполняющим свои трудовые обязанности на работах с вредными и (или) опасными и другими особыми условиями в зависимости от состояния условий труда и уровня профессионального риска». Данные рекомендации прошли экспертизу и были согласованы с научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН и департаментом условий труда Минтруда России. Пунктами 5.8 Коллективных договоров, заключенных Обществом 14.03.2003 на 2003-2005 годы и 30.03.2006 на 2006-2008 годы, установлено, что работодатель обязан обеспечить выплату компенсаций работникам за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими коллективными договорами. В период с 23.04.2007 по 12.07.2007 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества, в том числе по вопросам уплаты единого социального налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2005 по 31.12.2006, обязательствам налогового агента по налогу на доходы физических лиц с 01.09.2005 по 31.12.2006. В ходе проверки налоговым органом установлено, что Общество, выплачивая в проверяемом периоде своим работникам компенсации за вредные и тяжелые условия труда, определял налоговую базу по налогам, а также базу по взносам, не включая в их состав компенсационные выплаты. По мнению налогового органа, указанные выплаты следовало квалифицировать как доплату за вредные и тяжелые условия труда, производимую в соответствии с требованиями статей 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации и не относящуюся к компенсационным выплатам, не подлежащим налогообложению. По результатам проверки составлен акт от 05.09.2007 № 17 и вынесено решение от 09.11.2007 № 21, в соответствии с которым Общество, в том числе привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы за 2005 год в виде штрафа в размере 75 593 рублей, за 2006 – 68 787 рублей, ответственности, предусмотренной статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом за 2005 год в виде штрафа в размере 32 309 рублей, за 2006 год – 99 013 рублей. Кроме того, указанным решением Обществу начислены единый социальный налог за 2005-2006 годы в размере 1 739 689 рублей, пени по единому социальному налогу в размере 227 133 рублей; налог на доходы физических лиц за 2005-2006 годы в размере 656 110 рублей, пени по налогу на доходы физических лиц в размере 127 508 рублей; и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2005 год в размере 472 664 рублей, за 2006 год в размере 461 158 рублей и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 112 385 рублей. В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией назначена экспертиза условий труда с целью решения вопроса правомерности выплаты установленных Обществом компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Проведение экспертизы поручено департаменту по труду и занятости администрации Владимирской области. 12.12.2007 Департаментом по труду вынесено экспертное заключение по результатам государственной экспертизы условий труда по вопросу правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда в Обществе (т. 4 л.д. 70-75). В соответствии с указанным заключением предоставленные в распоряжение экспертов материалы свидетельствуют об отсутствии в Обществе документального подтверждения в установленном действующем законодательстве порядке наличия на предприятии тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Соответственно, занятость работников Общества в 2005-2006 годах на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда не подтверждена. Кроме того, в представленных в распоряжение экспертов материалах отсутствуют предусмотренные законодательством основания для установления работникам Общества в 2005-2006 годах компенсаций за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Следовательно, назначение таких компенсаций по основаниям статьи 219 Трудового кодекса Российской Федерации не обосновано. Не согласившись с принятым инспекцией ненормативным правовым актом в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил заявленные обществом требования, признав решение налогового органа недействительным в оспоренной части. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего. В силу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Соответственно, в силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2008 по делу n А43-8426/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|