Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А79-6147/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

_______________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владимир                                                                            

29 августа 2008 года                                                   Дело № А79-6147/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 26.08.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено 29.08.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Урлекова В.Н., Захаровой Т.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торгово - промышленная топливная компания «Волганефтьхолдинг»

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.03.2008

по делу № А79-6147/2006,

принятое судьей Николаевым Ю.П.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово - промышленная топливная компания «Волганефтьхолдинг»

о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, недействительным распоряжения администрации                            г. Чебоксары от 05.07.2006 № 2202-р,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Торгово - промышленная топливная компания «Волганефтьхолдинг» - Шмелевой М.Е. по доверенности от 10.01.2008;

от администрации г. Чебоксары – Филипповой Т.Ф. по доверенности от 29.12.2007 № 29/01-3410, Степанова С.А. по доверенности от 25.04.2008                       № 29/01-1327,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью Торгово - промышленная топливная компания «Волганефтьхолдинг» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным действия должностного лица органа местного самоуправления, недействительным распоряжения администрации г. Чебоксары  (далее - администрация) от 05.07.2006 № 2202-р «Об отмене распоряжений администрации города Чебоксары от 08.04.2005 № 1235-р, от 22.08.2005                            № 2977-р».

Решением от 14.03.2008 Арбитражный суд Чувашской Республики отказал Обществу в удовлетворении требований. При этом суд пришел к выводу, что оспариваемые действия и распоряжение администрации соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов Общества.

Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, а впоследствии и с дополнением к ней, в которых просит обжалуемое решение суда отменить полностью и принять новый судебный акт, указав на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам и доказательствам по делу.

По мнению Общества, суд первой инстанции в нарушение статьи 54 Конституции Российской Федерации и статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел заявленное требование по состоянию на дату вынесения решения, тогда как должен был оценить правоотношения сторон на дату вынесения оспариваемого распоряжения.

Общество считает, что изъятия земельного участка для государственных нужд в порядке, предусмотренном законодательством, не производилось, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.

Общество не согласно с выводом суда о том, что положительное разрешение вопроса о предварительном согласовании места размещения объекта не является безусловным основанием для последующего предоставления земельного участка под его строительство, поскольку противоречит требованиям статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации; Обществом были получены все необходимые разрешения и согласования уполномоченных органов для строительства автозаправочной станции.

Как полагает заявитель апелляционной жалобы, распоряжением от 08.04.2005 № 1235-р администрация не только подтвердила возможность размещения автозаправочной станции как разрешенного вида использования в спорной зоне в соответствии с требованиями Генерального плана и Правил землепользования и застройки г. Чебоксары, но и указала, что данное распоряжение является основанием для размещения и эксплуатации автозаправочной станции в аренду сроком до 5 лет.

Общество не согласно с выводом суда о преюдициальном значении решения  Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2007 по делу № А79-2444/2006 и о соответствии действующему законодательству  оспариваемого распоряжения от 05.07.2006 № 2202-р, указав в апелляционной жалобе, что при наличии между Обществом и органом местного самоуправления договора аренды на земельный участок последний не вправе во внесудебном порядке отменять ранее изданные распоряжения, явившиеся основанием для заключения такого договора.

Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

В судебном заседании 26.08.2008 представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представители администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу отклонили доводы Общества, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20.08.2008 объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 26.08.2008.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.03.2008 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, распоряжением администрации от 08.04.2005 № 1235-р утверждены акт выбора земельного участка от 25.03.2005 № 328 под проектирование и размещение временной мини АЗС на 250 заправок с предприятиями обслуживания на пересечении улиц Гагарина и Цивильской г. Чебоксары, проект границ земельного участка для размещения и эксплуатации данного объекта в аренду сроком на 5 лет.

Распоряжением от 22.08.2005 № 2977-р администрацией внесены изменения в акт выбора земельного участка, увеличена площадь предоставляемого Обществу под строительство мини АЗС земельного участка с 1902 кв.м до 2146 кв.м и утвержден новый проект границ земельного участка.

На основании распоряжения администрации от 03.05.2006 № 1344-р Обществу из земель поселений предоставлен данный земельный участок площадью 2146 кв.м в аренду сроком до 28.11.2010.

Распоряжением от 06.06.2006 № 1780-р администрацией внесены изменения в подпункты 2.4, 2.5 пункта 2 распоряжения от 03.05.2006                   № 1344-р в части получения разрешения на размещение и выполнение проекта спорной мини АЗС и исключены подпункты 2.6-2.8 о выполнении акта разбивки строения, исполнительной съемки и сдачи объекта в эксплуатацию государственной приемочной комиссией.

05.07.2006 администрация приняла распоряжение № 2202-р, которым отменила ранее принятые распоряжения от 08.04.2005 № 1235-р, от 22.08.2005 № 2977-р и признала утратившими силу распоряжения от 03.05.2006 № 1344-р и от 06.06.2006 № 1780-р, положив в основание многочисленные жалобы граждан и проведение ненадлежащим образом опроса жильцов жилого дома № 1 по ул. Цивильской, необходимость резервирования земельного участка для строительства магистральной автодороги с возможным размещением спортивного комплекса, а также в целях недопущения нарушений установленного градостроительного регламента и в связи с установлением ограничений на земельный участок Генеральным планом г. Чебоксары.

Посчитав, что действиями должностного лица и распоряжением от 05.07.2006 № 2202-р нарушены его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд.

Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии со статьями 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Пунктами 2 и 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Как предусмотрено статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004                       № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» утвержденная до введения в действие указанного Кодекса градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских поселений, а также принятые до введения в действие данного Кодекса правила землепользования и застройки городских поселений действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В статьях 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

На основании части 1 статьи 31 названного Федерального закона опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Обязанность органов местного самоуправления городских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также право граждан участвовать в решении вопросов,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2008 по делу n А43-519/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также