Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А38-36/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

600017, г. Владимир, ул. Березина, д. 4

http://1aas.arbitr.ru

________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Владимир                                                        дело № А38-36/2008-8-44

04 августа 2008 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2008.

Постановление в полном объеме изготовлено  04.08.2008.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей  Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Роскоммунэнерго» на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2008, принятое судьей Волковым А.И. по заявлению открытого акционерного общества «Роскоммунэнерго» о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл от 20.12.2007  №  96,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Роскоммунэнерго»- Панкстьянов В.Н. по доверенности от 19.11.2007 № 111 сроком действия один год;

открытого акционерного общества «Мариэнергосбыт»- Кузнецова С.В. по доверенности от 01.03.2008 № 18/08 сроком действия до 31.12.2008, Астафьев К.Р. по доверенности от 24.07.2008 № 44/08 сроком действия до 31.12.2008;

Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл - не явились. О времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом                         (уведомление № 5835).

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Роскоммунэнерго» (далее - ОАО «Роскоммунэнерго») обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам Республики Марий Эл (далее - РСТ Республики Марий Эл) от 20.12.2007 № 96 «О лишении статуса гарантирующего поставщика филиала ОАО «Роскоммунэнерго»-«Иошкар-Ола Энергосбыт» и изменении границы зон деятельности гарантирующих поставщиков».

В обоснование требований указывалось на то, что постановление РСТ Республики Марий Эл от 20.12.2007 № 96 не соответствует действующему законодательству и  нарушает права, а также  законные интересы юридического лица в сфере экономической деятельности, поскольку лишает ОАО «Роскоммунэнерго» субъективного права осуществлять деятельность по поставке электрической энергии в качестве гарантирующего поставщика по зонам деятельности г. Йошкар-Олы, п. Сурок Медведевского района,                п. Силикатный Медведевского района, п. Семеновка г. Йошкар-Олы.

Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 31.03.2008 ОАО «Роскоммунэнерго»  отказано в удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Роскоммунэнерго» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В судебном заседании представители  ОАО «Роскоммунэнерго» и ОАО «Мариэнергосбыт» поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

РСТ Республики Марий Эл явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, направив отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права  проверенаы Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному акту и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, решение государственного органа может быть признано незаконным при одновременном наличии следующих условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному правовому акту и нарушения им прав и охраняемых законом интересов юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Постановлением РСТ Республики Марий Эл от 03.10.2006 № 74 «О выполнении функций гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Республики Марий Эл» установлено, что до определения победителя первого конкурса на право осуществления деятельности в качестве гарантирующего поставщика функции гарантирующего поставщика на территории Республики Марий Эл выполняют: ОАО «Мариэнергосбыт», филиал ОАО «Роскоммунэнерго» - «Йошкар-Ола Энергосбыт», ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», ОАО «Марийский целлюлозно-бумажный комбинат».

Постановлением РСТ Республики Марий Эл от 12.03.2007 № 36 «О согласовании границы зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Республики Марий Эл» указанным гарантирующим поставщикам согласованы границы зоны деятельности:

филиалу ОАО «Роскоммунэнерго»- «Йошкар-Олаэнергосбыт», определяемому в соответствии с подпунктом «б» пункта 36 Правил,- границы частей территории города Йошкар-Олы, п.Сурок Медведевского района, п.Силикатный Медведевского района, п.Семеновка г.Йошкар-Олы в границах балансовой принадлежности электрических сетей МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1».

17.07.2007 и 27.11.2007 РСТ Республики Марий Эл получила письма ОАО «Мариэнергосбыт»,  которыми она как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Марий Эл  уведомлялась о наличии  у филиала ОАО «Роскоммунэнерго»- «Йошкар-Ола Энергосбыт» неурегулированной задолженности  перед ОАО «Мариэнергосбыт» за два расчетных периода.

20.12.2007 состоялось заседание Правления РСТ Республики Марий Эл с повесткой дня «О лишении филиала ОАО «Роскоммунэнерго»-«Йошкар-Ола Энергосбыт» статуса гарантирующего поставщика на территории Республики Марий Эл и включении зоны деятельности филиала ОАО «Роскоммунэнерго»-«Йошкар-Ола Энергосбыт» в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мариэнергосбыт».

В ходе заседания РСТ Республики Марий Эл установила, что у ОАО «Роскоммунэнерго» в лице филиала «Йошкар-Ола Энергосбыт» имелась перед ОАО «Мариэнергосбыт» неурегулированная задолженность по оплате электрической энергии за два и более расчетных периода.

20.12.2007 РСТ Республики Марий Эл приняла постановление № 96 «О лишении статуса гарантирующего поставщика филиала ОАО «Роскоммунэнерго»-«Йошкар-Ола Энергосбыт» и изменении границы зон деятельности, гарантирующих поставщиков», согласно которому общество лишено статуса гарантирующего поставщика электрической энергии и  зона его деятельности включена в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО «Мариэнергосбыт».

ОАО «Роскоммунэнерго»  не согласилось с принятым постановлением и  обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда первой инстанции с учетом следующего.

08.09.2006 вступили в силу утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики. Ими установлены основы взаимодействия на розничном рынке электрической энергии гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций, розничных производителей, сетевых организаций и потребителей электроэнергии.

В пункте 6 постановления Правительства органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано в месячный срок определить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, осуществляющий предусмотренные Правилами функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17.10.2006    № 214 «Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Марий Эл по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков» функции по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков осуществляет  Республиканская служба по тарифам Республики Марий Эл.

Согласно пункту 36 Правил до определения победителя первого конкурса гарантирующими поставщиками на территории соответствующего субъекта (субъектов) Российской Федерации с даты вступления в силу настоящих Правил являются:

Б) энергоснабжающие организации, которые на дату вступления в силу настоящих Правил осуществляют поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт.ч в год для снабжения граждан-потребителей и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или на ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на иной законном основании приобретают (приобрели) права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения.

Согласно пункту 40 Правил  в случае,  если на основании актов сверки взаиморасчетов, направленных в соответствии с пунктом 39 настоящих Правил либо представленных организациями, осуществляющими поставку электрической энергии или оказание услуг по передаче электрической энергии соответствующему гарантирующему поставщику на розничном рынке до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов выявлена неурегулированная задолженность за два и более расчетных периода, а также,  если такая задолженность подтверждена вступившим в законную силу решением суда, указанная в абзаце первом настоящего пункта организация лишается статуса гарантирующего поставщика.

Анализ указанной правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что наличие у организации неликвидированной неурегулированной задолженности за электроэнергию за два и более расчетных периода, подтвержденной актом сверки или судебным решением, возникшей до получения ею допуска к торговой системе оптового рынка, является основанием для лишения организации статуса гарантирующего поставщика.

В силу пункта 41 Правил такая организация лишается статуса гарантирующего поставщика с даты вступления в силу решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении соответствующей территории в зону деятельности гарантирующего поставщика, назначенного в соответствии с подпунктом «а» пункта 36 настоящих Правил.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на момент принятия оспариваемого постановления о лишении ОАО «Роскоммунэнерго» статуса гарантирующего поставщика предусмотренные законодательством основания  для этого имелись.

Установлено по делу, что 01.01.2007 между ОАО «Мариэнергосбыт» (продавцом) и ОАО «Роскоммунэнерго» (покупателем) заключен договор купли-продажи № 671, предметом которого являлась подача электрической энергии продавцом и ее оплата покупателем.

Согласно пункту 4.1. договора расчетным периодом является месяц с 1 по 1 число.

Согласно пункту 4.3 договора плата за электроэнергию производится платежными поручениями на расчетный счет продавца в срок до 15 числа месяца, следующего за расчетным.

В качестве доказательства неурегулированной задолженности за два и более расчетных периода РСТ по Республике Марий Эл  использовала акты сверки от 19.11.2007, от 22.11.2007 между ОАО «Мариэнергосбыт» и  ОАО «Роскоммунэнерго» (филиал «Йошкар-Ола Энергосбыт»).

 Из содержания акта сверки от 19.11.2007 видно, что по состоянию на 31.10.2007 филиал ОАО «Роскоммунэнерго» - «Йошкар-Ола Энергосбыт» имел задолженность за электрическую энергию перед ОАО «Мариэнергосбыт» в сумме 26 778 222 руб. 23 коп., которая включала в себя начисления за следующие месяцы 2007 года: апрель, май, июнь, июль, октябрь, что не отрицалось представителем организации в судебном заседании.

Из акта сверки от 22.11.2007 также следует, что между участниками договора № 671 имелись разногласия по стоимости электроэнергии, подлежащей оплате в апреле-мае 2007 года в сумме 5 137 099 руб. 50 коп., в июне 2007 года в сумме 374 707 руб. 24 коп., в июле 2007 года в сумме 701 651 руб. 49 коп.

В январе 2008 года ОАО «Роскоммунэнерго»  добровольно произвело оплату электрической энергии, полученной в апреле-мае, июне-июле 2007 года. Такие действия ОАО «Роскоммунэнерго» признаются подтверждением того, что в указанные периоды организация  имела перед ОАО «Мариэнергосбыт» неурегулированную задолженность за электроэнергию.

Кроме того, ОАО «Мариэнергосбыт» в материалы дела  представлен расчет с указанием сумм, дат и назначением платежей, правильность которого подтверждена  представителем ОАО «Роскоммунэнерго».

Таким образом, совокупностью представленных в материалы дела доказательств подтверждено, что на момент принятия оспариваемого постановления у ОАО «Роскоммунэнерго»  имелась неурегулированная задолженность перед ОАО «Мариэнергосбыт» за  два и более расчетных периода 2007 года до получения им допуска к торговой системе оптового рынка, что является основанием для лишения общества статуса гарантирующего поставщика электрической энергии.

При

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2008 по делу n А11-9971/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а  »
Читайте также