Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу n А43-18960/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

                                                     

12 августа 2015 года                                                      Дело № А43-18960/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.08.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Финансовые технологии» (ОГРН 1105260010668, ИНН 5260284554, г. Нижний Новгород, Георгиевский съезд, д. 5, оф. 6)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2015

по делу № А43-18960/2014,

принятое судьей Леоновым А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Финансовые технологии»

о признании недействительным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, изложенного в письме от 09.07.2014                                  № 414-043356/14,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Финансовые технологии» – Малюгиной А.О. по доверенности от 23.04.2015 (участвовала в судебном заседании 29.07.2015),

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Финансовые технологии» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее – Департамент), изложенного в письме от 09.07.2014 № 414-04-3356/14, и обязании Департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем осуществления действий по подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель лесного фонда ориентировочной площадью 4,5 га к юго-востоку от поселка Октябрьский городского округа Бор в Борском районом лесничестве, Борское участковое лесничество, квартал 98, границы которого определены в соответствии  с приложенной Обществом к заявке схемой границ лесного участка, в соответствии с положениями действующего законодательства.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа города Бор Нижегородской области (далее - администрация), общество с ограниченной ответственностью «Евротур (далее – ООО «Евротур»).

Решением от 15.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.

Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Общества в судебном заседании 29.07.2015 поддержал доводы апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, в отзывах на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения, ООО «Евротур» заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.07.2015 объявлялся перерыв до 08 час. 45 мин. 05.08.2015.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 15.04.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, Общество обратилось в Департамент с письмом от 25.06.2014 № 2506/147 по вопросу предоставления в аренду лесного участка площадью 4,5 га для осуществления рекреационной деятельности в Борском районном лесничестве, Борском участковом лесничестве, квартале 98, выделах 1, 8, 9 (для реализации проекта по строительству базы отдыха).

По результатам рассмотрения данного обращения, с учетом позиций и мнений по вышеуказанному вопросу участников публичных слушаний, Правительства Нижегородской области, Департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа г. Бор, Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Министерства инвестиционной политики Нижегородской области, Департаментом был подготовлен ответ, изложенный в письме от 09.07.2014 № 414-04-3356/14, которым сообщалось, что данный лесной участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу объективных обстоятельств.

При этом ранее Общество обращалось в Департамент с просьбой выставить на аукцион земельный участок площадью 3 га в Борском районном лесничестве в квартале 98, выделах 1, 8, 9 под цели рекреации (письмо от 19.03.2014 № 30). Данным письмом также сообщалось об обращении Общества к Губернатору Нижегородской области об оказании содействия в предоставлении двух земельных участков 1,5 га из категории неразграниченных земель к юго-востоку от поселка Октябрьский городского округа г. Бор, шириной 50 метров вдоль береговой линии реки Волга и участок площадью 3 га в Борском районном лесничестве из земель лесного фонда.

01.04.2014 Общество обратилось в Министерство инвестиционной политики Нижегородской области с заявкой № 10904 на реализацию инвестиционного проекта «Строительство рыбачьего клуба» с возведением объектов капитального строительства и размещением временных построек на земельном участке, расположенном в Нижегородской области, г. Бор, пос. Октябрьский, в 255 м на запад от д. 54 по ул. Садовая.

09.04.2014 по поручению и.о. Губернатора Нижегородской области было рассмотрено обращение об оказании содействия в предоставлении двух земельных участков, по итогам которого принято решение с учетом мнения администрации и Департамента о нецелесообразности использования участков под запрашиваемые цели. В решении также содержится информация о предложении Департаментом Обществу альтернативных лесных участков для указанных целей. Данное решение о нецелесообразности предоставления участков получило согласительную резолюцию Губернатора Нижегородской области.

Рабочей группой инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области 01.08.2014 было принято решение о невозможности предоставления земельного участка, расположенного в Нижегородской области, г. Бор, пос. Октябрьский, в 255 м на запад от д.54 по ул. Садовая, для реализации инвестиционного проекта «Строительство рыбачьего клуба», поскольку правилами землепользования и застройки городского округа г. Бор не предусмотрено строительство каких-либо объектов на запрашиваемой территории; данная территория относится к землям лесного фонда, к зоне экологического и природного ландшафта в границах лесного фонда Р-2.

По всем обращениям Общества принимались отрицательные решения в связи с отсутствием возможности использования вышеуказанных участков, относящихся к землям лесного фонда, по заявленным целям деятельности.

Полагая, что решение Департамента, изложенное в письме от 09.07.2014 № 414-04-3356/14, не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае позиция заявителя основывается на необходимости применения к спорным отношениям норм земельного законодательства, в частности, статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Данная позиция признается несостоятельной.

Статьей 39.1. Земельного кодекса Российской Федерации  (далее – ЗК РФ) предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В части 3 названной статьи указано, что положения настоящей главы не применяются к отношениям, связанным с арендой земельных участков в составе земель лесного фонда.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на таких основополагающих принципах, как устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

Статья 5 ЛК РФ устанавливает, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 03.02.2010 № 238-О-О подтвердил свою позицию, высказанную ранее в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П и в Определении от 07.06.2000 № 92-О, согласно которой «лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим».

В Определении от 03.02.2010 № 238-О-О Конституционным Судом Российской Федерации также отмечено, что правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичных интересов и предполагает в частности обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности.

В этой связи доводы заявителя о применении к спорной ситуации норм земельного законодательства противоречат указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации, касающейся приоритета публичных интересов над частными, поскольку земельное законодательство не устанавливает для арендатора обязанности по выполнению работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных лесным законодательством.

Статьей 9 ЛК РФ предусмотрено, что права на лесные участки возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Кроме того, пункт 2 статьи 71 ЛК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

При этом ЛК РФ предусматривает заключение договора аренды лесного участка по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.

Поскольку в ЗК РФ содержатся общие нормы, регулирующие вопросы предоставления земельных участок в пользование, тогда как нормы ЛК РФ, учитывающие специфику предмета аренды - лесной участок, являются специальными, приоритет в силу соответствующей презумпции имеет специальная норма, что непосредственно вытекает из пункта 2 статьи 3, статьи 9 и пункта 2 статьи 71 ЛК РФ.

Следовательно, предоставление лесных участков в аренду осуществляется в соответствии с ЛК РФ.

Так, порядок предоставления лесных участков в аренду установлен статьями 78-80 ЛК РФ.

Порядок и организация проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений определяются главой 8 ЛК

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2015 по делу n А43-26519/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также