Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А38-5850/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир

31 июля 2015 года                                                            Дело № А38-5850/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл

на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2015

по делу № А38-5850/2014,

принятое судьей Камаевой А.В.

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бурводстрой» (ОГРН 1021200755652,  ИНН 1215065828, г. Йошкар-Ола, ул. Ломоносова, д. 47А)

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 21.10.2014 по делу № 02-12/263-14,

без участия лиц,

и установил:

общество с ограниченной ответственностью «Бурводстрой» (далее – ООО «Бурводстрой», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (далее – Управление, антимонопольный орган) от 21.10.2014 по делу № 02-12/263-14 о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением от 18.05.2015 Арбитражный суд Республики Марий Эл частично удовлетворил требование заявителя и изменил оспариваемое постановление в части назначения административного наказания, снизив размер штрафа до 50 000 руб.

Управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл от 18.05.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании приказа от 25.04.2013 № 110 Управлением проведена плановая проверка администрации Волжского муниципального района (далее – администрация) на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, по результатам которой составлен акт плановой проверки от 04.06.2013 № 92.

Приказом от 12.02.2014 № 59 Управление возбудило дело                             № 02-11/07-14 по признакам нарушения администрацией и ООО «Бурводстрой» статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Решением Комиссии Управления от 08.04.2014 по указанному делу в действиях администрации признано нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии решения о размещении заказа у единственного поставщика в нарушение норм законодательства о размещении заказов (пункт 1), в действиях администрации и ООО «Бурводстрой» - нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении муниципального контракта от 18.07.2012 № 8 на проведение аварийно-восстановительных работ с бурением новой скважины и закольцовки водозаборов с. Помары Волжского района и дополнительного соглашения от 24.09.2012 № 1 к муниципальному контракту от 18.07.2012 № 8 на общую сумму 889 224 рубля без проведения конкурсных процедур (пункт 2).

Пунктом 3 принято решение предписание не выдавать, а пунктом 4 - передать материалы дела должностному лицу для возбуждения административного производства.

Усмотрев в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, Управление 05.08.2014 составило в отношении него протокол об административном правонарушении № 02-12/263-14, а постановлением от 21.10.2014 по делу № 02-12/263-14 привлекло Общество к административной ответственности на основании данной нормы с назначением наказания в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

Общество не согласилось с указанным постановлением Управления и обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются только такие соглашения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Привлекая Общество к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, антимонопольный орган исходил из доказанности его вины в совершении административного правонарушения, квалифицировав действия заявителя в части заключения с муниципальным заказчиком антиконкурентного согла­шения как нарушающие антимонопольное законодательство.

Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 01.12.2014 по делу № А38-4252/2014 признано соответствующим действующему законодательству решение Управления от 08.04.2014 по делу № 02-11/07-14, послужившее основанием для привлечения Общества оспариваемым постановлением к административной ответственности.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2015 и  постановлением Арбитражного су­да Волго-Вятского округа от 07.05.2014 решение суда первой инстанции по указанному делу оставлено без изменения.

При этом суды всех инстанций пришли к выводу о доказанности антимонопольным органом факта нарушения администрацией и Обществом статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Так, судами установлено, что с 28 по 29.05.2012 произошла авария на водозаборе в с. Помары Волжского муниципального района. 29.05.2012 проведено заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности администрации, на котором обсуждался вопрос о принятии мер по устранению аварии на водозаборе в с. Помары. В ходе заседания комиссии директор МУП «Водоканал» Волжского муниципального района   Малинина Е.Г. сообщила, что в результате аварии без питьевой воды остались 436 жилых домов, Помарская средняя школа, детское образовательное учреждение с. Помары. Кроме того, данное лицо указало на то, что в с. Помары на водозаборе четыре скважины: скважина  № 1 эксплуатируется с 1981 года, скважина № 4 - с 2010 года, две скважины № 2 и № 3 1991 года бурения выработали свой ресурс по техническим параметрам (отсутствие воды), в связи с чем запаса воды в башне недостаточно для водоснабжения населения с. Помары в летнее время года, необходимо бурение новой скважины с закольцовкой водозаборов. Директор МУП «Водоканал» Малинина Е.Г. также отметила, что принятые меры по восстановлению скважины результатов не дали, поэтому необходимо провести обследование и бурение новой скважины.

При этом, как установлено арбитражными судами, ранее в 2010 году уже была авария на водозаборе в с. Помары Волжского муниципального района, что подтверждается актом обследования скважин на водозаборе с. Помары Волжского района от 25.02.2010, протоколом Комиссии по чрезвычайным ситуациям от 02.04.2010 № 7, согласно которым уже на тот момент принятые меры по восстановлению скважин результатов не дали, в связи с чем необходимо было провести обследование и бурение новой скважины.

29.06.2010 между администрацией и ООО «Бурводстрой» в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, вы-полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) был заключен муниципальный контракт № 6 на проведение аварийных работ по водоснабжению с. Помары Волжского муниципального района на сумму 1 092 000 руб.

Таким образом, уже в 2010 году заказчик обладал информацией об аварийном состоянии водозабора и необходимости бурения новой скважины.

В целях устранения аварии на водозаборе в с. Помары Волжского муниципального района 29.05.2012 было принято решение рекомендовать директору МУП «Водоканал» составить смету расходов на бурение новой скважины в с. Помары и в срок до 01.08.2012 завершить выполнение аварийных работ по восстановлению скважины и обеспечению населения питьевой водой, что отражено в протоколе от 29.05.2012 № 8. Одновременно в данном документе было указано, что ввиду недостаточности финансовых средств бурение новой скважины и закольцовку водозаборов не проводить.

МУП «Водоканал» составлена смета на восстановительные работы. В соответствии со сметой-заявкой потребности в денежных средствах на оказание помощи в устранении аварии на водозаборе (бурение новой скважины) в с. Помары Волжского муниципального района в графе «На бурение новой скважины» указана сумма 1 166 062 руб., а в графе «Стоимость работ аварийно-восстановительный» стоит прочерк.

14.06.2012 администрация направила в Департамент экологической безопасности и защиты населения Республики Марий Эл письмо № 1308 с просьбой рассмотреть вопрос об оказании финансовой помощи за счет средств резервного фонда Правительства Республики Марий Эл на частичное покрытие расходов при проведении мероприятий по бурению новой скважины и закольцовки двух водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района, а не на проведение аварийных работ на водозаборе с. Помары.

В целях восстановления водоснабжения с. Помары Волжского муниципального района Правительством Республики Марий Эл муниципальному образованию «Волжский муниципальный район» были выделены денежные средства в сумме 583 062 руб. на основании распоряжений от 19.06.2012 № 44, от 02.07.2012 № 366-р, в которых уточнялось, что денежные средства выделялись на софинансирование проведения аварийно-восстановительных работ по бурению новой скважины и закольцовке водозаборов в с. Помары.

18.07.2012 заказчик и подрядчик заключили муниципальный контракт № 8, согласно пункту 1 которого Общество приняло на себя обязанности по выполнению аварийно-восстановительных работ с бурением новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района Республики Марий Эл в соответствии с условиями контракта. Договорная стоимость работ составляла 800 000 руб. В пункте 4.1 контракта стороны определили период выполнения работ с 18.07.2012 по 30.09.2012.

24.09.2012 стороны подписали дополнительное соглашение № 1 к указанному муниципальному контракту и уточнили, что стоимость работ составляет 889 224 руб.

На основании представленных в дело доказательств суд установил, что во исполнение условий заключенного контракта ООО «Бурводстрой» осуществляло не аварийные работы, а выполняло работы по бурению новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары, подтверждением чему являлись в том числе акты о приеме выполненных работ от 26.07.2012, от 31.07.2012, от 01.08.2012-31.08.2012, от 30.09.2012. За выполненные работы Обществу перечислялись денежные средства, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела платежные поручения на общую сумму                889 224 руб.

При этом новая скважина, явившаяся результатом выполнения обязательств, принятых Обществом по муниципальному контракту, фактически была сдана заказчику не 30.09.2012, а 28.06.2012, то есть до заключения муниципального контракта и принятия решения о выделении денежных средств, что подтверждает акт приема-сдачи скважины № 3405.

С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что между администрацией и Обществом имелось соглашение, целью которого было оформление работ по бурению новой скважины, фактически выполненных до заключения муниципального контракта.

Так, оценив доводы ООО «Бурводстрой» и администрации о необходимости ликвидации чрезвычайной ситуации и проведения аварийно-восстановительных работ, суды признали их несостоятельными, поскольку деятельность по бурению новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района заказчик и Общество осуществили фактически еще до заключения контракта. Таким образом, 18.07.2012 администрация и ООО «Бурводстрой» заключили муниципальный контракт на уже выполненные работы по бурению новой скважины и закольцовки водозаборов в с. Помары Волжского муниципального района, что свидетельствует об устранении конкуренции при заключении муниципального контракта.

Кроме того, Комиссией Управления было установлено, что максимальный срок проведения аукциона на выполнение рассматриваемых работ составил

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2015 по делу n А43-11407/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также