Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А43-1427/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                                                       

30 июня 2015 года                                                           Дело № А43-1427/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24.06.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 30.06.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Мальковой Д.Г., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Головко Виктора Леонидовича (ОГРН 304525703300185, ИНН 525700309801, Нижегородская область, Дальнеконстантиновский р-н, дер. Ямные Березники)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2015

по делу № А43-1427/2015,

принятое судьей Соколовой Л.В.

по заявлению индивидуального предпринимателя Головко Виктора Леонидовича

о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода,

при участии:

от индивидуального предпринимателя Головко Виктора Леонидовича – Лебедева Д.В. по доверенности от 26.01.2015,

и установил:

индивидуальный предприниматель Головко Виктор Леонидович  (далее – Предприниматель, ИП Головко В.Л., заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Комитет), выраженных в уведомлении от 23.12.2014 № 20-04/2-19655/14 ИС об оставлении заявления Предпринимателя от 28.11.2014 без рассмотрения и требования о предоставлении дополнительных документов, а также об обязании Комитета рассмотреть заявление ИП Головко В.Л. от 28.11.2014 «о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения в собственность нежилого помещения, площадью 214,20 кв.м, в том числе по помещению № 1, подвал площадью 214,20 кв.м, находящемуся по адресу: город Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 172, литер А, пом. № 11» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области с предоставлением Предпринимателю результата его рассмотрения.

Решением от 17.04.2015 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.

Предприниматель не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

Представитель Предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.

Комитет, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Предпринимателя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 26.12.2006 между Комитетом и Предпринимателем заключен договор                  № 8/1005 аренды нежилого помещения № 1 общей площадью 214,20 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Коминтерна, д. 172, лит. А, пом. № 1, и находящегося в муниципальной собственности, для использования под розничную торговлю, сроком действия по 07.08.2011.

01.12.2014 ИП Головко В.Л. обратился в Комитет с заявлением от 28.11.2014 о рассмотрении вопроса о выкупе в собственность помещения, арендуемого по договору от 26.12.2006 № 8/1005.

Письмом от 23.12.2014 № 20-04/2-19655/14ис Комитет со ссылкой на положения части 4 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) возвратил в адрес Предпринимателя заявление в связи с наличием у него задолженности по штрафу в размере 933 826,32 руб., начисленной по договору аренды от 26.12.2006 № 8/1005.

Посчитав действия Комитета незаконными и нарушающими его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ИП Головко В.Л. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу пункта 3 статьи 2, пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Частью 5 статьи 3 названного Федерального закона предусмотрено, что особенности участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендуемого государственного и муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления этого закона в силу, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

В части 1 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное  право  арендаторов  на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.

На территории города Нижнего Новгорода уполномоченным органом по осуществлению функций по приватизации имущества, находящегося муниципальной собственности является Комитет, положение о котором утверждено постановлением администрации г. Н.Новгорода от 01.04.1999 № 52 (далее – Положение).

Так, Комитет является органом по управлению муниципальным имуществом, осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления города, осуществляет межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальной собственностью, выступает продавцом муниципального имущества. Комитет входит в структуру администрации города Нижнего Новгорода и подчинен непосредственно заместителю главы администрации города Нижнего Новгорода (пункты 1.2, 1.3 Положения).

Основными задачами Комитета согласно названному Положению являются в том числе: разработка с учетом требований федерального законодательства программы приватизации муниципального имущества на территории города Нижнего Новгорода, изменений и дополнений к ней и представление ее главе администрации города для вынесения на утверждение Городской Думы; организация реализации программы приватизации муниципального имущества; принятие и регистрация заявок на приватизацию муниципального имущества, создание комиссии по приватизации, подготовка решения о приватизации либо отказе в приватизации, утверждение планов приватизации. Комитет выступает продавцом муниципального имущества; организует и проводит аукционы, конкурсы по продаже муниципального имущества; осуществляет контроль за соблюдением условий договоров купли-продажи приватизированных объектов и принимает меры к устранению выявленных нарушений; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, в том числе под приватизированными объектами.

Согласно пунктам 3.1.2 - 3.1.4 Положения Комитет наделен следующими правами: осуществляет приватизацию муниципального имущества; принимает заявки на приватизацию объектов муниципальной собственности и на приобретение прав пользования муниципальной собственностью; заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры по объектам муниципального имущества.

С учетом приведенных положений суд правомерно признал, что к полномочиям Комитета относится и рассмотрение заявления о преимущественном праве выкупа арендуемого имущества, а также принятие решения по данному заявлению.

Согласно статье 3 Федерального закона № 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ), и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.06.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, арендатору предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении указанных условий.

Частью 5 статьи 4 Федерального закона № 159-ФЗ установлено, что при заключении договора купли-продажи арендуемого имущества необходимо наличие заявления субъекта малого или среднего предпринимательства о соответствии его условиям отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ и документов, подтверждающих внесение арендной платы в соответствии с установленными договорами сроками платежей, а также документов о погашении задолженности

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2015 по делу n А79-10603/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также