Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А11-10258/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10 _______________________________________________________ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Владимир
10 июня 2015 года Дело № А11-10258/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2015. Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Смирновой И.А., судей Захаровой Т.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышка» (ОГРН 1023302551964, ИНН 3325009379, Владимирская область, Суздальский район, п. Малининский) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2015 по делу № А11-10258/2013, принятое судьей Новиковой Л.П. по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышка» о признании незаконным отказа администрации города Владимира в предоставлении земельного участка, при участии: от сельскохозяйственного производственного кооператива «Вышка» – Александровой К.В. по доверенности от 07.08.2014; от администрации города Владимира – Маркина С.В. по доверенности от 31.12.2014 № 01-17/147; от Управления архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира - Маркина С.В. по доверенности от 12.01.2015 № 27-01-23/1, и установил: сельскохозяйственный производственный кооператив «Вышка» (далее – Кооператив, СПК «Вышка», заявитель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Владимира (далее - администрация) в предоставлении земельного участка площадью 133 436 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404, расположенного по адресу: г. Владимир, ул. Производственная, ТОО «Вышка», в собственность путем его выкупа; об обязании администрации в недельный срок после вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении СПК «Вышка» вышеназванного земельного участка на праве собственности путем его выкупа; об обязании Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира в двухнедельный срок с момента вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи вышеназванного земельного участка (подписанный и удостоверенный печатью) и направить его в адрес СПК «Вышка» с предложением о заключении договора. В порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации (далее - Управление). Решением от 03.02.2015 Арбитражный суд Владимирской области отказал заявителю в удовлетворении требований. Кооператив не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт. Представитель Кооператива в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель администрации и Управления в судебном заседании и в возражениях на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения. Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Владимирской области от 03.02.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, 02.07.2013 СПК «Вышка» обратился в администрацию с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка общей площадью 411 359 кв.м с кадастровым номером 33:22:011303:404 по адресу: Владимирская область, г. Владимир, ул. Производственная ТОО «Вышка», находящегося у него на праве постоянного бессрочного пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 25.06.2013 серии 33 АЛ № 661403). Письмом от 12.08.2013 № 27-01-10/5418 администрация отказала в оформлении права собственности на земельный участок, указав, что необходимо выполнить раздел земельного участка с целью образования нового земельного участка, занятого объектами недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности СПК «Вышка». Посчитав отказ администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Владимирской области от 11.03.2010 № 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» установлен порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Владимирской области. Полномочным органом по распоряжению земельными участками на территории города Владимира, собственность которых не разграничена, является администрация города Владимира. Следовательно, орган местного самоуправления в силу прямого указания закона наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, для целей их включения в гражданский оборот. В силу пункта 1.2. Положения об управлении архитектуры, градостроительства и земельных ресурсов администрации города Владимира, утвержденного решением Совета народных депутатов города Владимира от 23.04.2014 № 75, Управление является структурным подразделением администрации города Владимира и создано в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития города, формирования благоприятных условий жизнедеятельности граждан, проживающих на территории муниципального образования город Владимир, эффективного функционирования строительного комплекса, обеспечения прав и интересов граждан на землю, а также рационального использования земельных ресурсов. В рамках своих полномочий Управление в том числе заключает договоры купли-продажи земельных участков (пункт 4.7. Положения). В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ юридические лица, за исключением поименованных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.01.2012 в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ. В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ лица, которым предоставлены земельные участки на таком праве до вступления в силу ЗК РФ, вправе до 01.07.2012 по своему выбору приобрести их в аренду или в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки. Следовательно, при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности применительно к пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ статья 36 ЗК РФ применяется лишь в части установленной в ней процедуры приобретения земельного участка в собственность. Так, согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ). Отказывая заявителю в удовлетворении требования, суд первой инстанции исходил из того, что при обращении с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении их в собственность после 01.07.2012 юридические лица утрачивают право на переоформление земельного участка по собственному желанию, а могут его переоформить на право аренды или приобрести земельный участок в собственность в зависимости от воли и правового усмотрения администрации, которая как распорядитель земельным участком вправе сама определять способ предоставления указанного земельного участка. Таким образом, судом Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А79-1645/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|