Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А43-31186/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

01 июня 2015 года                                                   Дело № А43-31186/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  25.05.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено   01.06.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Мальковой Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» (603950, г.Нижний Новгород, ул.Бекетова, дом 3 «В»; ИНН 5260148520 ОГРН 1055238038316)

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2015

по делу № А43-31186/2014,

принятое судьей Соколовой Л.В.

по заявлению открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» о признании недействительным предписания Региональной  службы  по  тарифам  Нижегородской  области от 31.10.2014 № 12,

при участии в судебном заседании представителей:

открытого акционерного общества «Нижегородская сбытовая компания» - Юмжаковой П.Е. по доверенности от 30.12.2014 № 93 сроком действия до 31.12.2015,

Региональной  службы  по  тарифам  Нижегородской  области – Уткина И.Е. по доверенности от 26.12.2014 № 41 сроком действия до 31.12.2015,

и установил:

открытое акционерное общество «Нижегородская сбытовая компания» (далее – ОАО «НСК», Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – Служба по тарифам, уполномоченный орган) от 31.10.2014 № 12.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены граждане Смирнова О.А. и Шеронов Л.Н.

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.03.2015 Обществу отказано в  удовлетворении заявленных требований.

Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО «Нижегородская сбытовая компания» обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.

Общество настаивает на том, что предписание от 31.10.2014 № 12  не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку возлагает на него незаконную обязанность произвести перерасчет с физическими лицами Смирновой О.А. и Шероновым Л.Н. по тарифам, установленным для групп «население, проживающее в сельских населенных пунктах».

В отзыве на апелляционную жалобу Служба по тарифам указывает на законность обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании представитель ОАО «НСК» и Службы по тарифам поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

Смирнова О.А. и Шеронов Л.Н. о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, уведомили суд о невозможности явиться.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что в период с 06.10.2014 по 31.10.2014 на основании приказа исполняющего обязанности руководителя от 29.09.2014 № 157/од уполномоченные лица Службы по тарифам осуществили внеплановую документарную проверку ОАО «Нижегородская сбытовая компания» в связи с обращением жителей д.Малая Ельня и д.Федяково Кстовского района Нижегородской области о применении тарифов на электрическую энергию.

В ходе проверки уполномоченный орган установил нарушение обязательных требований муниципальных правовых актов и положений Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, что выразилось в неправомерном осуществлении расчетов за  электрическую энергию по нерегулируемым ценам с потребителями Смирновой О.А. и Шероновым  Л.Н., в период с июля 2014 года по сентябрь 2014 года.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 31.10.2014 № 77.

По результатам проверки Служба по тарифам выдала предписание от 31.10.2014 № 12, согласно которому ОАО «НСК» надлежит в срок до 10.12.2014 устранить выявленные нарушения путем осуществления перерасчета платы жителям д.Малая Ельня и д.Федяково Кстовского района Нижегородской области Смирновой О.А. и Шеронову  Л.Н. за услуги энергоснабжения исходя из тарифов на электроэнергию, установленных решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 19.12.2013 № 67/14 для группы потребителей «население, проживающее в сельских населенных пунктах».

Полагая, что предписание уполномоченного органа не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, ОАО «Нижегородская сбытовая компания» обратилось в арбитражный суд с  настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-Э/2, постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171 и исходил из того, что уполномоченный орган доказал законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике).

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 утверждены «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – основы ценообразования), определяющие основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (пункт 1) и «Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее – правила), определяющие основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике предусмотренных Основами ценообразования (пункт 1).

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Согласно постановлению Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 № 171 «Об утверждении Положения о Региональной службе по тарифам Нижегородской области» (далее – Положение) органом исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования тарифов является Региональная служба по тарифам Нижегородской области, осуществляющая, в том числе, региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Нижегородской области (пункт 1.1, 2.8).

Пунктом 3.8.1 Положения за Региональной службой по тарифам по Нижегородской области закреплена функция по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Службой.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения Региональная служба по тарифам Нижегородской области имеет право выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и органам регулирования муниципальных образований предписания об устранении выявленных нарушений в области государственного регулирования цен (тарифов).

Следовательно, оспариваемое предписание выдано Региональной службой по тарифам Нижегородской области, как уполномоченным органом по контролированию цен (тарифов).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-Э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее – Методические указания).

Пунктом 27 Методических указаний установлены тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности), а именно: базовые потребители, население, прочие потребители.

К тарифной группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).

Приложение № 1 к Основам ценообразования содержит  исчерпывающий перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам):

Исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно­-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2015 по делу n А43-15611/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также