Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А79-7081/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

30 апреля 2015 года                                             Дело №А79-7081/2014

Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дементьевой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.01.2015 по делу №А79-7081/2014, принятое судьей Каргиной Н.А. по заявлению открытого акционерного общества «Сбербанк России» о взыскании с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике                             844 090 руб. 82 коп., при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерства финансов Чувашской Республики, администрации г. Чебоксары.

В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике – Андреев И.О. по доверенности от 12.01.2015 №05/17-24, Кочкомазова О.С. по доверенности от 12.01.2015 №05/17-8 (т.2 л.д. 119).

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытым акционерным обществом «Сбербанк России» (далее – ОАО «Сбербанк России», Банк, Общество) ежеквартально в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее – Управление, Росприроднадзор, заявитель) предоставлялись расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за сбросы загрязняющих веществ (ливневых сточных вод) в водные объекты по производственной территории Чувашского отделения №8613 (при неорганизованном сбросе).

По платежным поручениям Обществом внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2011 года в сумме                              44 759 руб. 47 коп., за 2 квартал 2011 года – 77 865 руб. 71 коп., за 3 квартал 2011 года – 49 222 руб. 46 коп., за 4 квартал 2011 года – 90 782 руб. 31 коп., за 1 квартал 2012 года – 48 382 руб. 09 коп., за 2 квартал 2012 года –                            52 599 руб. 26 коп., за 3 квартал 2012 года – 88 998 руб. 69 коп., за 4 квартал 2012 года -105 498 руб. 30 коп., за 1 квартал 2013 года – 50 629 руб. 22 коп., за 2 квартал 2013 года – 43 161 руб. 86 коп., за 3 квартал 2013 года –                          111 003 руб. 65 коп., за 4 квартал 2013 года – 75 689 руб. 88 коп., за 1 квартал 2014 года - 5497 руб. 92 коп.

Посчитав, что плата за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов через центральные системы водоотведения должна осуществляться организациями водопроводно-коммунального хозяйства и считая 844 090 руб. 82 коп. неосновательным обогащением Управления, ОАО «Сбербанк России» обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы с заявителя.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 26.01.2015 заявленное требование удовлетворено частично, с Управления в пользу Общества взыскано неосновательное обогащение в сумме                       721 465 руб. 64 коп. и 16 993 руб. 49 коп. судебных расходов.

В остальной части заявленных требований Банку отказано, в связи с истечением срока исковой давности.

Не согласившись с указанным решением суда в части удовлетворения требований Общества, Росприроднадзор обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой сослалось на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение судом норм материального права и просило решение суда отменить в указанной части, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель считает, что в период с 1 квартала 2011 года по 1 квартал 2014 года Общество, осуществляя хозяйственную деятельность на закрепленной за ним территории, не оборудованной системой ливневой канализации, используя при этом стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, яв­лялось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Управление не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что до 2015 года плата за неорганизованный сброс загрязняющих веществ должна вноситься муниципальным бюджетным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (далее - МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства»), которое оказывало услуги Банку по приему и транспортировке ливнево-дренажных стоков в систему ливневой канализации на основании заключенного договора.

Росприроднадзор указывает, что Общество оказывало негативное воздействие на окру­жающую среду в виде сброса загрязняющих веществ на водосборные площади и яв­лялось плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.

При этом Управление отмечает, что наличие договора на прием и транспортировку физического объема ливнево-дренажных стоков от ОАО «Сбербанк России» (абонента) в систему и сооружения ливневой канализации г. Чебоксары, заключенного с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства», не освобождает его от уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Кроме того, по мнению Управления, Общество, самостоятельно и добровольно исчислив и внеся платежи за сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, признало такую обязанность за собой.

Росприроднадзор указывает на ошибочность вывода суда о наличии у него неосновательного обогащения в виде платежей, уплаченных самостоятельно Банком.

В жалобе Управление также отмечает, что в материалы дела не представлены надлежащие документы (акты выполненных работ, счета- фактуры, платежные поручения и др.), свидетельствующие об исполнении договора от 18.03.2010 №42/12-10.

Как утверждает заявитель, в рассматриваемом случае не применимы положения постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22.11.2004 № 286, поскольку они регулируют порядок расчетов абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и загрязняющих веществ.

Письма Минприроды России от 27.03.2014 №09-44/6237 «О плате за сбросы через ЦСВ» и разъяснения Росприроднадзора от 15.04.2014                       №ВК-06-01-36/5545 заявитель также считает неподлежащими в данном случае применению.

В судебном заседании представители Управления поддержали апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание представитель ОАО «Сбербанк России» не явился.

МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Управления, просит отменить решение суда в обжалуемой части и принять по делу новый судебный акт.

В судебное заседание представитель МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» не явился.

Представители иных лиц, участвующих в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание не явились.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие не явившихся представителей иных лиц, участвующих в деле.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах, заслушав в судебном заседании представителей Росприроднадзора, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части подлежащим отмене с учетом следующего.

Обязанность уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ).

Статьей 1 Закон №7-ФЗ установлено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В пункте 2 статьи 16 указанного Закона приведен закрытый перечень видов негативного воздействия на окружающую среду, включающий, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 №284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям) хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.

В пункте 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.

Порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей установлен в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией Российской Федерации 29.12.1998 (далее - Методические указания).

Заключением Министерства юстиции Российской Федерации (письмо от 20.12.1999 №10634-ЭР) Методические указания признаны не нуждающимися в государственной регистрации.

Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается, в частности, вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (в том числе отведение дождевых и талых вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).

Приведенное в Методических указаниях определение «неорганизованного сброса загрязняющих веществ» не противоречит статье 16 Закона №7-ФЗ, в которой устанавливается платность негативного воздействия за сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается, что на территориях, используемых в производственно-хозяйственной деятельности Чувашского отделения №8613 ОАО «Сбербанк России» отсутствуют системы ливневой канализации и вынос (отведение) с этих территорий дождевых и талых вод неорганизованным поверхностным стоком по естественному уклону местности происходит в систему ливневой канализации МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства».

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 №284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Между тем в соответствии с пунктом 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 №5-П установление формальной принадлежности обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду - имея в виду публично-правовую природу данного платежа - должно осуществляться путем нормативно-правового регулирования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти не исключают решения этого вопроса в рамках договорных отношений.

Из материалов дела усматривается, что на основании договора                   №42/12-10 от 18.03.2010, заключенного Банком с МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства», последнее обязуется принять и транспортировать ливнево-дренажные стоки (по физическому объему) от абонента в систему и сооружения ливневой канализации г.Чебоксары, а Общество обязуется оплатить эту услугу (без учета платы за загрязнения) в соответствии с условиями договора согласно Правилам пользования системой ливневой канализации города Чебоксары, утвержденным постановлением Главы администрации г.Чебоксары № 153 от 30.08.2006.

При этом цены (тарифы)

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу n А79-10655/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также