Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А43-32077/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017 http://1aas.arbitr.ru, тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Владимир 19 марта 2015 года Дело №А43-32077/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2015. В полном объеме постановление изготовлено 19.03.2015. Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской региональной культурно-просветительской общественной организации «Альянс Франсез - Нижний Новгород» (ИНН 5260103215, ОГРН 1025200013410) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2015 по делу №А43-32077/2014, принятое судьей Ивановым А.В. по заявлению заместителя прокурора Нижегородской области о привлечении Нижегородской региональной культурно-просветительской общественной организации «Альянс Франсез - Нижний Новгород» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании приняли участие представители Нижегородской региональной культурно-просветительской общественной организации «Альянс Франсез - Нижний Новгород» – Губанова Е.Ю. по доверенности от 29.12.2014 (т. 2 л.д. 14), прокурора Нижегородской области – Бурцев Е.П. на основании удостоверения № ТО155789. Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее. На основании поступившего в прокуратуру Нижегородского района г. Нижнего Новгорода (далее – прокуратура) обращения гражданина о законности оказания платных образовательных услуг региональной культурно-просветительской общественной организацией «Альянс Франсез - Нижний Новгород» (далее – НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород», организация, заявитель) работниками прокуратуры с привлечением специалистов Управления по контролю и надзору в сфере образования Министерства образования Нижегородской области в отношении заявителя проведена проверка на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации об образовании и лицензировании. В ходе проверки административным органом установлено осуществление организацией образовательной деятельности (предоставление платных образовательных услуг) по программе дополнительного образования, в отсутствие предусмотренной законодательством Российской Федерации лицензии на право осуществления данной деятельности. По данному факту 05.12.2014 в отношении НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» прокурором Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в соответствии с полномочиями, установленными статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс), вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса. Материалы проверки были переданы в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении организации к административной ответственности. Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 20.01.2015 НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса, в виде штрафа в размере 40 000 рублей. Не согласившись с принятым судебным актом, организация обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие события и, соответственно, состава административного правонарушения, поскольку, являясь некоммерческой организацией, осуществляющей согласно пункту 3 Устава культурно-просветительскую деятельность, она не осуществляет образовательную деятельность. НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» полагает, что поскольку образовательная деятельность не предусмотрена уставом организации и лицензируемый вид деятельности не осуществляет, в удовлетворении требований прокурора Нижегородского района г. Нижнего Новгорода о привлечении организации к административной ответственности должно быть отказано. НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» настаивает на том, что, ни по форме, ни по порядку, ни по способу осуществления своей деятельности не относится ни к одному из типов образовательных организаций. По мнению организации, образовательная деятельность в соответствии с программами дополнительного образования должна осуществляться путем реализации дополнительных общеобразовательных программ. Вместе с тем занятия по изучению и углублению знаний французского языка проводятся НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» не в рамках общеобразовательных программ. Как отмечает заявитель, организацией не выдавались и не выдаются документы, удостоверяющие получение лицами, посещающими лекции, какого-либо образования, не оценивались их знания; лица, посещающие лекции, не классифицировались в связи с уровнем их знаний, не принимались и не исключались из каких-либо групп или классов, что характеризует образовательный процесс. В судебном заседании представитель организации поддержал позицию НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород». В отзыве на апелляционную жалобу прокурор Нижегородской области просит оставить жалобу без удовлетворения, решение суда – без изменения. В судебном заседании представитель прокурора Нижегородской области поддержал доводы, изложенные в отзыве. Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего. При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Часть 2 статьи 14.1 Кодекса предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. В силу статей 2, 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) лицензируемые виды деятельности могут устанавливаться и вводиться на территории Российской Федерации исключительно в законодательном порядке. Пунктом 40 статьи 12 Закона о лицензировании установлена необходимость получения лицензии на образовательную деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково»). Особенности лицензирования образовательной деятельности, в силу части 4 статьи 1 Закона о лицензировании, регулируются законодательством об образовании. Правовые основы образовательной деятельности в Российской Федерации, подлежащей лицензированию, порядок выдачи лицензий, приостановления, возобновления, прекращения действия лицензий, их аннулирования, установлены Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании). В силу частей 1, 2 статьи 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных этой статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. При этом под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (статья 2 Закона об образовании). Таким образом, образование направлено на обучение и приобретение обучающимся знаний и может осуществлять любой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы. Под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования; под образовательной программой понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных этим Законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (статья 2 Закона об образовании). Согласно частям 1, 4 статьи 75 Закона об образовании дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы. Применительно к освоению дополнительных общеобразовательных программ Закон об образовании не обязывает организацию, осуществляющую обучение и разработавшую соответствующую программу дополнительного образования, выдавать документ о прохождении образования. Однако, несмотря на упомянутые условия, данная образовательная деятельность может осуществляться организацией исключительно при наличии лицензии на данный вид деятельности. Из материалов дела следует, что НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» проводит на платной основе занятия для приобретения знаний, умений, навыков определенных объемов и сложности; систематически проводит занятия в группах, в том числе по установленному расписанию, осуществляет учет посещаемости занятий; использует на занятиях методы обучения (методические комплексы Alter ego, Le Mag, Alex et Zoe). Целью обучения является овладение обучаемыми знаний французского языка. При этом языкознание и французский язык рассматриваются отечественным законодательством как отрасли знаний. Таким образом, организация осуществляет обучение вышеупомянутой отрасли знаний по утвержденным программам. Образовательную деятельность в организации осуществляют в том числе Лещева А.С., Шаманова И.В., Богачева Л.А., Малыгина А.Е., с которыми заявитель заключил гражданско-правовые договоры на оказание культурно-просветительских услуг. В свою очередь, с обучаемыми заключаются договоры на оказание платных культурно-просветительских услуг по изучению французского языка, в которых указаны наименование уровня (пункт 1b), возрастная группа (пункт 1c), продолжительность обучения и периодичность в соответствии с расписанием (пункт 1.3). Также в пункте 1.3 договора указано, что культурно-просветительские услуги оказываются в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Кроме того, доказательством реализации ответчиком образовательных программ дополнительного образования является информация, размещенная на сайте ответчика в телекоммуникационной сети Интернет на день проведения проверки. В частности, в ней указано, что НРКП ОО «Альянс Франсез - Нижний Новгород» проводит наборы слушателей на курс общего французского языка (FRANCAIZ Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2015 по делу n А39-5291/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|