Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А43-20793/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

Березина ул., д. 4, г. Владимир, 600017

http://1aas.arbitr.ru,  тел/факс: (4922) телефон 44-76-65, факс 44-73-10

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владимир                                            

18 марта 2015 года                                                      Дело № А43-20793/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11.03.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 18.03.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области

на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2014

по делу № А43-20793/2014,

принятое судьей Мукабеновым И.Ю.

по заявлению закрытого акционерного общества «ФормМат» (ОГРН 1025201420386, ИНН 5244002788, Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф)

о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, изложенного в письме от 15.07.2014                                    № ВМ-07/9652,

без участия лиц,

и установил:

закрытое акционерное общество «ФормМат» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), изложенного в письме от 15.07.2014 № ВМ-07/9652, об отказе в приватизации земельного участка площадью 16893+90,98 кв.м с кадастровым номером 52:17:0050319:1, расположенного по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, в районе от ПК28+30 до ПК55+30, а также об обязании Управления в месячный срок со дня принятия решения предоставить Обществу в собственность за плату упомянутый земельный участок по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости.

Решением от 29.12.2014 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требования Общества.

Управление не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и принять по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции – оставить без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.01.2008 серии 52-АВ 339715 Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимости - подъездной железнодорожный путь (внешний) протяженностью 12 717 п.м, инвентарный номер 15341.

Распоряжением мэра Балахнинского района от 04.03.1992 № 307-р за Бурцевским карьероуправлением формовочных материалов был закреплен в постоянное пользование земельный участок площадью 97 га (пункт 16 Плана приватизации).

По результатам материалов Нижегородской экспедиции аэрогеодезического предприятия по инвентаризации земель, занятых под производственными объектами предприятия, за ОАО «ФормМат» (реорганизован в ЗАО «ФормМат) распоряжением администрации Балахнинского района Нижегородской области от 25.07.1997 № 1046р на землях района были закреплены земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования общей площадью 102,79 га с выделением 8 земельных участков и получено свидетельство № 4353 о праве на бессрочное (постоянное) пользование землей площадью 102,79 га.

В связи с допущенной ошибкой при проведении землеустройства в 1997 году, на основании результата вновь проведенной инструментальной съемки земельного участка, занятого подъездными железнодорожного путями, распоряжением администрации Балахнинского района от 24.12.2004 № 1856р в пункт 1.1.6 распоряжения главы администрации Балахнинского района от 25.07.1997 № 1046р были внесены изменения по корректировке площади земельного участка.

01.07.2005 указанный земельный участок, расположенный по адресу: Нижегородская область, Балахнинский район, р.п. Гидроторф, в районе ПК28+30 до ПК55+30, площадью 16893 кв.м внесен в государственный кадастр недвижимости с присвоением кадастрового номера 52:17:0050319:1.

Испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 52:17:0050319:1 выделен из земельного участка с кадастровым номером 52:17:00 00 00:0021, о чем имеются сведения в кадастровом паспорте земельного участка.

18.06.2014 Общество обратилось в Управление с заявлением о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком и принятии решения о его продаже в собственность по льготной цене 2,5 % от кадастровой стоимости.

Письмом от 15.07.2014 № ВМ-07/9652 Управление отказало Обществу в переоформлении испрашиваемого земельного участка и в его продаже по льготной цене в связи с тем, что земельный участок не относится к федеральной собственности, у Управления отсутствуют полномочия по распоряжению этим земельным участком и заявку на его выкуп необходимо подавать в администрацию Балахнинского района Нижегородской области.

Посчитав данный отказ противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.

В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 № 49, предусмотрено осуществление территориальным органом полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Нижегородской области, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам.

Судом обоснованно отклонен довод Управления о том, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, а заявку на его выкуп необходимо подавать в администрацию Балахнинского района Нижегородской области.

В рассматриваемом случае вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.12.2013 по делу                           № А43-19501/2013 установлено, что на земельный участок с кадастровым номером 52:17:000000:0021, при разделе которого образовался спорный   земельный участок, зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Указанное право до настоящего времени не оспорено и не признано отсутствующим.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.06.2014 по делу № А43-21210/2014 Обществу было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа администрации Балахнинского района Нижегородской области в приватизации земельного участка с кадастровым номером 52:17:0050319:1 с учетом того факта, что право на земельный участок с кадастровым номером 52:17:000000:0021, при разделе которого   образовался спорный земельный участок, зарегистрировано за Российской Федерацией.

В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные обстоятельства имеют преюдициальное значение для рассматриваемого спора относительно органа, осуществляющего управление и распоряжение спорным земельным участком.

Следовательно, Общество обратилось с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в государственной собственности.

Пунктом 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 по делу n А11-5815/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также