Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А39-586/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир  

                                                       

12 марта 2015 года                                                             Дело № А39-586/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 04.03.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено 12.03.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Смирновой И.А.,

судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия

на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014

по делу № А39-586/2014,

принятое судьей Савочкиным В.Н.

 по заявлению открытого акционерного общества «Мордовская электротеплосетевая компания» (ОГРН 1021300981833, ИНН 1326179411, Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Луначарского, д. 179А)

о признании недействительным предписания Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 24.12.2013 № 107,

при участии:

от открытого акционерного общества «Мордовская электротеплосетевая компания» - Никольской Ю.А. по доверенности от 14.07.2014 № 31/14, Попкова Р.В. по доверенности от 12.01.2015 № 1/15,

и установил:

открытое акционерное общество «Мордовская электротеплосетевая компания» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным предписания Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (далее – Министерство) от 24.12.2013 № 107.

Решением от 15.12.2014 Арбитражный суд Республики Мордовия  удовлетворил заявленные требования.

Министерство не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.

Министерство, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия.

Представители Общества в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просили оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 15.12.2014 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании приказа от 05.12.2013 № 61-т сотрудниками Министерства проведена внеплановая проверка Общества с целью осуществления контроля за реализацией инвестиционной программы Общества в 2013 году, в ходе которой выявлены следующие нарушения, а именно: не реализованы инвестиционные проекты (строительство линий электропередач напряжением 10 кВ от ГПП 110/10 кВ «ЛАЛ» до ТП-2026, строительство линий электропередачи напряжением 10 кВ от ТП-310 до ТП-221 по ул. Ордженикидзе, реконструкция кабельной линии напряжением 10 кВ от ТП-221-до ТП-203 по ул. Ордженикидзе) со сроком реализации 1-3 кварталы 2013 года;  в отчете о выполнении инвестиционной программы за 3 квартал 2013 года изменены сроки выполнения работ, изменены и дополнены плановые источники финансирования инвестиционной программы, предусмотренные инвестиционной программой Общества на 2013-2017 годы, утвержденной приказом Министерства от 02.08.2012 № 61.

Результаты проверки отражены в акте от 24.12.2013 № 16.

По результатам проверки заявителю выдано предписание от 24.12.2013 № 107 об устранении выявленных нарушений, которым ему предписано в срок до 10.02.2014: исключить из отчета об исполнении инвестиционной программы за 3 квартал 2013 года дополнительные плановые источники финансирования, которые не предусматривались инвестиционной программой Общества на дату ее утверждения (приказ Министерства от 02.08.2012 № 61); внести изменения в инвестиционную программу Общества в целях реализации инвестиционных проектов запланированных к выполнению в 2013 году, которые представить на утверждение в Министерство; исполнение настоящего предписания подтвердить документально.

Общество не согласилось с указанным предписанием Министерства и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом первой инстанции установлено, что приказом Министерства от 02.08.2012 № 61 утверждена инвестиционная программа Общества на 2013-2017 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 977 утверждены Правила утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций (далее - Правила утверждения инвестиционных программ) и Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (далее - Правила осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ).

Согласно пункту 17 Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе проводить плановые и внеплановые документарные проверки в порядке, предусмотренном пунктами 9-16 настоящих Правил.

В соответствии с требованиями пунктов 18 и 19 Правил осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъекты электроэнергетики обязаны ежеквартально, не позднее чем через 45 дней после окончания отчетного квартала, представлять отчеты о выполнении инвестиционных программ за предыдущий квартал, а также ежегодно до 1 апреля, представлять отчеты о выполнении инвестиционных программ в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Суд установил, что нарушения, отраженные в акте проверки от 24.12.2013 № 16 (не реализованы инвестиционные проекты (строительство линий электропередач напряжением 10 кВ от ГПП 110/10 кВ «ЛАЛ» до ТП-2026, строительство линий электропередачи напряжением 10кВ от ТП-310 до ТП-221 по ул. Ордженикидзе, реконструкция кабельной линии напряжением  10 кВ от ТП-221-до ТП-203 по ул. Ордженикидзе) со сроком реализации 1-3 кварталы 2013 года; в отчете о выполнении инвестиционной программы за 3 квартал 2013 года изменены сроки выполнения работ, изменены и дополнены плановые источники финансирования инвестиционной программы, предусмотренные инвестиционной программой Общества на 2013-2017 годы, утвержденной приказом Министерства от 02.08.2012 № 61) материалами дела полностью подтверждены и Обществом по существу не оспариваются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее – Положение     № 543), которое устанавливает порядок осуществления государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - государственный контроль (надзор) Федеральной службой по тарифам (федеральный государственный контроль (надзор) и требования к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (региональный государственный контроль (надзор)).

Выдача предписаний об устранении выявленных нарушений, в том числе с указанием о необходимости обращения в уполномоченный орган власти для внесения соответствующих изменений в инвестиционную программу, в том числе на следующий период регулирования, является одной из мер, принимаемых должностными лицами органа государственного контроля (надзора) в случае выявления нарушений (пункт 30 Положения № 543).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 10.08.2009 № 357 приказом от 20.03.2012 № 11-т утвержден Административный регламент Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия по исполнению государственной функции по осуществлению государственного контроля за использованием инвестиционных ресурсов, а также инвестиционных программ, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы) на электрическую и тепловую энергию, пунктом 10 которого предусмотрена выдача Министерством предписаний об устранении выявленных нарушений по результатам проверки.

Таким образом, предписание субъекту электроэнергетики выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

В рассматриваемом случае суд установил и материалами дела подтверждается, что письмом от 30.09.2013 № 109-09/19 (получено Министерством 30.09.2013 вх.3569) Общество самостоятельно до проведения поверки направило в адрес Министерства на утверждение инвестиционную программу Общества на 2013-2017 годы с внесенными изменениями.

Письмом от 07.10.2013 № 03-614 Министерство отказало заявителю в утверждении изменений в инвестиционную программу Общества на 2013-2017 годы со ссылкой на пункт 23 Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и тот факт, что скорректированная инвестиционная программа поступила в Министерство 30.09.2013.

Согласно пункту 23 Правил утверждения инвестиционных программ изменения, которые вносятся в инвестиционную программу, утверждаются до 1 октября текущего года, за исключением случаев, когда изменения в инвестиционную программу вносятся во исполнение решений Правительства Российской Федерации или администраций субъектов Российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также в случае необходимости устранения последствий аварийной ситуации или ее предотвращения.

Поскольку действующим законодательством не установлены предельные сроки подачи субъектами электроэнергетики заявлений о внесении изменений в инвестиционные программы, суд правомерно посчитал, что у Министерства не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявления Общества от 30.09.2013 во внесении изменений в инвестиционную программу на 2013-2017 годы и, соответственно, для выдачи Обществу предписания о внесении изменений в указанную инвестиционную программу (пункт 2) с учетом добровольного внесения изменений Обществом до проведения проверки.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011                             № 1178, установленные цены (тарифы) могут быть пересмотрены до окончания срока их действия, в том числе финансового года, в случае выявления нарушений, связанных с нецелевым использованием инвестиционных ресурсов, включенных в регулируемые государством цены (тарифы), и (или) принятия в установленном порядке решения об изменении инвестиционной программы организации, осуществляющей регулируемую деятельность (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543).

Не основанным на нормах действующего законодательства признано судом и требование Министерства, указанное в пункте 1 оспариваемого предписания, об исключении из отчета об исполнении инвестиционной программы за 3 квартал 2013 года дополнительных плановых источников финансирования, которые не предусматривались инвестиционной программой Общества на дату ее утверждения (приказ Министерства от 02.08.2012 № 61), поскольку данное действие не предусмотрено Правилами осуществления контроля

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2015 по делу n А39-2458/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также