Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А79-7116/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

г. Владимир                                              

                                                                       

24 февраля 2015 года                                                   Дело № А79-7116/2014

Резолютивная часть постановления объявлена  16.02.2015.

Постановление в полном объеме изготовлено   24.02.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.А.,

судей Смирновой И.А., Рубис Е.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сырф К.Г.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.12.2014

по делу № А79-7116/2014,

принятое судьей Бойко О.И.

по заявлению открытого акционерного общества «Чебоксарский речной порт» (428008, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Речников, дом 5; ИНН 2129008850, ОГРН 1022101282455) о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики от 25.08.2014 № 677-р,

при участии в судебном заседании представителя:

открытого акционерного общества «Чебоксарский речной порт» - Виноградовой Н.В. по доверенности от 15.12.014 сроком действия один год; Красильниковой Н.П.  по доверенности от 16.01.014 сроком действия один год; Дуева Д.С. по доверенности от 16.01.014 сроком действия один год,

Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики – Куракова В.Н. по доверенности от 12.01.2015 № 13 сроком действия по 31.12.2015; Карягиной А.А. по доверенности от 12.01.2015 № 07 сроком действия по 31.12.2015;

и установил:

открытое акционерное общество «Чебоксарский речной порт» (далее – ОАО «Чебоксарский речной порт», Общество, речной порт) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее – Минприроды ЧР, Министерство, уполномоченный орган) от 25.08.2014 № 677-р.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее – Департамент по недропользованию по ПФО, Департамент),  Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ПУ Ростехнадзора, Управление), Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее – Средневолжское ТУ Росрыболовства, агентство по рыболовству), федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» (далее – ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», Учреждение, администрация Волжского бассейна).

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 23.12.2014 заявленные требования удовлетворены; распоряжение Минприроды ЧР от 25.08.2014 № 677-р признано недействительным. Одновременно суд взыскал с Министерства в пользу речного порта судебные расходы в размере 4000 рублей.

Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнения) заявитель указывает на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

Уполномоченный орган настаивает на том, что в данном случае лицензирующий орган обладал правом досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии.

В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Чебоксарский речной порт» выражает несогласие с позицией Министерства, указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.

ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что рассматривало и согласовывало проект работ ОАО «Чебоксарский речной порт» на месторождение «Сюктерское» только с позиции соответствия работ требованиям в области безопасности судоходства, как непосредственно флота, занятого на добыче и транспортировке добытого полезного ископаемого, так и транзитного судоходства. Учреждение ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Средневолжское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в отзыве на апелляционную жалобу сообщает. Что решением от 19.05.2014 № 4/2731 согласовало ОАО «Чебоксарский речной порт» деятельность по добыче песка на месторождении НСМ «Сюктерское»в акватории Чебоксарского водохранилища в навигацию 2014 года при выполнении ряда условий и только с позиции рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Установлено по делу, что решением Исполнительного комитета Чебоксарского районного Совета народных депутатов Чувашской ССР от 20.03.1991 № Н-4 Чебоксарскому речному порту Волжского объединённого речного пароходства предоставлен горный отвод для промышленной разработки Сюктерского месторождения строительного песка, расположенного в акватории Куйбышевского водохранилища р.Волга.

20.03.1991 Чебоксарский речной порт получил горноотводный акт № 6, в соответствии с которым речной порт имел право вести горные работы и разрабатывать указанное месторождение.

02.02.1993 Комитет по геологии и использованию недр Чувашской республики выдал Чебоксарскому речному порту ВОРП специальное разрешение (лицензию) серии ЧЕБ № 00017 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения гидромеханизированным способом. Срок действия лицензии - до 01.10.1997.

После окончания срока действия лицензии от 02.02.1993 серии ЧЕБ № 00017 ТЭ АООТ «Чебоксарский речной порт» получило лицензию от 22.04.1998 серии ЧЕБ № 00106 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения, срок действия до 31.04.2003, имеющую приложение № 1 - Соглашение об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сюктерском месторождении строительных песков в Чебоксарском районе Чувашской Республики.

31.03.2003 ФГУ «Чувашский территориальный фонд геологической информации» зарегистрировало дополнение к вышеуказанному приложению № 1 - Соглашению, которым срок действия лицензии продлен до 30.04.2008.

29.04.2008 Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики и ОАО «Чебоксарский речной порт» подписали дополнение к Соглашению об условиях пользования недрами при выполнении добычных работ на Сюктерском месторождении, согласно которому продлили срок пользования недрами до 01.11.2015. Указанное дополнение зарегистрировано в установленном законом порядке.

Распоряжением от 19.09.2008 № 19-р Минприроды ЧР возложило на  ОАО «Чебоксарский речной порт» обязанность переоформить  лицензию от 22.04.1998 серии ЧЕБ № 00106 ТЭ, поскольку специальное разрешение было выдано АООТ «Чебоксарский речной порт».

19.09.2008 речной порт получило лицензию серии ЧЕБ № 01667 ТЭ на добычу строительных песков Сюктерского месторождения, срок действия до 01.11.2015, с приложением.

14.05.2014 Министерство направило речному порту уведомление № 2/1/05-5960 о необходимости устранить нарушения, которые выразились в отсутствии у ОАО «Чебоксарский речной порт» утверждённого технического проекта разработки Сюктерского месторождения строительных песков, что является нарушением пункта 6.1 Соглашения об условиях пользования недрами.

Письмом от 15.05.2014 № 380 ОАО «Чебоксарский речной порт» уведомило Минприроды ЧР о том, что работы по добыче песков на Сюктерском месторождении проводились в соответствии с утверждённым в 2004 году технологическим рабочим проектом разработки месторождения, который был согласован со всеми необходимыми органами.

На основании решения Комиссии по рассмотрению заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения без проведения аукциона, внесении изменений и дополнений, переоформлении лицензий на пользование недрами, а также по досрочному прекращению права пользования участками недр местного значения на территории Чувашской Республики, Минприроды ЧР издало распоряжение от 25.08.2014 № 677-р о досрочном прекращении с 25.08.2014 права пользования недрами по лицензии от 19.09.2008 серии ЧЕБ № 01667 ТЭ, выданной ОАО «Чебоксарский речной порт».

Полагая, что распоряжение Министерства от 25.08.2014 № 677-р противоречит положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ОАО «Чебоксарский речной порт» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 49 Градостроительного кодекса российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118 и исходил из того, что Министерство не доказало законность и обоснованность оспариваемого ненормативного правового акта.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания  ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:

несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;

нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Статья 11 Закона о недрах предусматривает, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации,

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.02.2015 по делу n А43-15675/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также