Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А43-16530/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

г. Владимир

«02» февраля 2015 года                                                 Дело № А43-16530/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2015.

Полный текст постановления изготовлен 02.02.2015.

Первый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Гущиной А.М.,

судей Белышковой М.Б, Москвичевой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.10.2014 по делу № А43-16530/2014,

принятое судьей Мустафаевым Г. И.

по заявлению открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, г. Нижний Новгород) о признании недействительным решения Межрайонного отдела технического осмотра и регистрации автомототранспорта Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, изложенного в письме от 04.04.2014 №ТТ4021.

В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» - Хасанова И.Ш. по доверенности от 30.10.2014 №134-14 сроком действия до 30.09.2017.

Межрайонный отдел технического осмотра и регистрации автомототранспорта Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области и Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей для участия в судебном заседании не направили.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя открытого акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.

Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее – Общество, ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы») 04.04.2014 обратилось в Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Управление) с заявлением, в котором просило произвести регистрацию замены номерной детали кузова автотранспортного средства марки ГАЗ-2705, 2005 года выпуска, тип/категория ТС – В, цвет – белый, регистрационный знак Р479УХ52, идентификационный номер (VIN) X9627050060097345, номер кузова (кабины) 270500D0539666, номер шасси (рамы) – отсутствует, мощность двигателя (кВт / л.с.)– 103.0 / 140, максимальная масса – 3500 кг, масса в снаряженном состоянии – 2900 кг, произведенной на основании договора выполнения работ по замене номерного агрегата от 21.03.2014 №24, заключенного  с обществом с ограниченной ответственностью «Луидор-Тюнинг НН».

Рассмотрев данное заявление, Управление отказало в предоставлении указанной государственной  услуги решением от 04.04.2014 №ТТ4021.

Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным и обязании Управления произвести государственную регистрацию замены номерной детали кузова автотранспортного средства.

Решением от 13.10.2014 суд удовлетворил заявленные ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» требования.

Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неправильное применение судом норм материального права, просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

Управление отмечает, что Обществом была произведена замена кузова с нанесенным на него заводом-изготовителем VIN-номером кузова, которые указаны в паспорте транспортного средства, свидетельстве о регистрации и карточке учета.

Заявитель жалобы полагает, что транспортное средство невозможно идентифицировать по причине отсутствия VIN-номера, что влечет отказ в проведении регистрационных действий со спорным транспортным средством.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Представитель ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Межрайонный отдел технического осмотра и регистрации автомототранспорта Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Нижегородской области (далее - Отдел) и Управление явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Отдела и Управления.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия (пункт 4 статьи 15 Закона № 196-ФЗ).

Следовательно, отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует совершению регистрационных действий.

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В определении от 20.03.2014 № 607-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона N 196-ФЗ, связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации  от 24.11.2008 № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила № 1001).

Пунктом 3 Правил № 1001 предусмотрены случаи, в которых не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, если обнаружены признаки несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения содержатся в пункте 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент).

Как следует из материалов дела, что отказ в совершении  регистрационных действий сотрудниками Отдела, оказывающего государственную услугу по регистрации транспортных средств, мотивирован обнаружением изменения идентификационной маркировки, нанесенной заводом изготовителем на транспортное средство, вследствие замены кузова.

Суд первой инстанции счел недоказанным факт умышленного уничтожения, изменения, искажения Обществом сведений об автомобиле, а также факт ненадлежащего технического состояния  транспортного средства, в связи с чем признал незаконным отказ в совершении регистрационных действий.

Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 №720 был утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (действовал в рассматриваемый период), который устанавливал требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.

Согласно названному Техническому регламенту соответствие транспортного средства требованиям безопасности подтверждается наличием одобрения типа транспортного средства, выдаваемого органами сертификации (пункты 5, 16), либо свидетельством о безопасности конструкции транспортного средства, выдаваемого испытательными лабораториями (пункты 5, 67, 74).

Пунктом 13 Технического регламента предусмотрено, что каждое транспортное средство должно иметь индивидуальный идентификационный номер (VIN), который наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства. По единичным транспортным средством понимается транспортное средство, изготовленное в Российской Федерации в условиях серийного производства, в конструкцию которого в индивидуальном порядке были внесены изменения до выпуска в обращение, или изготовленное в Российской Федерации в индивидуальном порядке из сборочного комплекта либо являющееся результатом индивидуального технического творчества, или ввозимое в Российскую Федерацию физическим лицом для собственных нужд, или ввозимое в Российскую Федерацию из числа ранее допущенных для участия в дорожном движении за пределами Российской Федерации, или выпускаемое в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу.

Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.

Применительно к транспортному средству ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» кузов автомобиля определяет идентификацию транспортного средства в целом, поскольку конструкция автомобиля не предусматривает номерного шасси.

При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что влечет за собой несоответствие транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, и регистрационным данным.

В рассматриваемом случае после замены на транспортном средстве Общества кузова получившееся после произведенных работ транспортное средство попадает под понятие «единичное транспортное средство», предусмотренное Техническим регламентом, то есть произошло изменение базового автомобиля, в результате чего создано другое (единичное) транспортное средство, изготовленное в индивидуальном порядке из сборочного комплекта (л. д. 26, 30).

Такая процедура является скрытым видом самостоятельной сборки транспортного средства.

В результате замены кузова автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности, в том числе в порядке, установленном Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств.

В соответствии с требованиями Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств осуществляется аккредитованными испытательными лабораториями с выдачей свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.

В силу пункта 66 Технического регламента целью оценки соответствия является удостоверение в том, что единичное транспортное средство соответствует требованиям, предусмотренным приложением № 5 настоящего Технического регламента.

Оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.

Оценка соответствия проводится только в отношении полнокомплектных транспортных средств.

Если единичное транспортное

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2015 по делу n А38-2405/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также